Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу n А50-18625/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-804/2013-АК

г. Пермь

20 февраля 2013 года                                                   Дело № А50-18625/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя - ИП Литвинов Андрей Леонидович(ОГРНИП  304590308900161, ИНН 590500876157): не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края  (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917): не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц -  1. Муниципальное бюджетное учреждение «Городское управление транспорта», 2. Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, 3. Департамент финансов администрации города Перми, 4. Министерство транспорта Пермского края: не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 декабря 2012 года

по делу № А50-18625/2012,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по иску ИП Литвинова Андрея Леонидовича

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края

третьи лица: 1. Муниципальное бюджетное учреждение «Городское управление транспорта», 2. Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, 3. Департамент финансов администрации города Перми, 4. Министерство транспорта Пермского края

о взыскании 2 096 588 руб.31 коп.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Литвинов Андрей Леонидович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании убытков за 2009 год в виде выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 521 994 руб. 27 коп., с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет казны Пермского края в сумме 1 574 594 руб. 04 коп.

Определением арбитражного суда от 19.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города  Перми, муниципальное бюджетное учреждение «Городское управление транспорта», Министерство транспорта и связи Пермского края.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 18.1.2012) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись вынесенным по делу судебным актом, ответчики обжаловали решение суда в апелляционном порядке, в жалобах просят решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Министерство финансов Пермского края в апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии оснований для взыскания убытков за февраль 2009 года, поскольку в рамках дела №А50-18613/2012 по иску предпринимателя уже взысканы убытки, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, в том числе за февраль 2009 года по муниципальным проездным документам. К числу расходных обязательств Пермского края не относится предоставление льгот по проезду по муниципальным социальным проездным документам (с 01.02.2009), предоставление мер социальной поддержки пенсионерам по старости, вследствие чего размер убытков истцом завышен. По мнению апеллятора, судом неверно определен главный распорядитель средств на момент рассмотрения спорных правоотношений.

Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе указывает, что расчет убытков истца основан на недостоверных данных; Российская Федерации исполнила свои обязательства в части оказания финансовой помощи на осуществление расходов на обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта на территории Пермского края; государственным органом приняты необходимые меры для доведения до перевозчиков средств федерального бюджета.

Истец  и третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в заседание суда не направили (от истца и Департамента финансов администрации г. Перми поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей), что в порядке п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в  соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между истцом и муниципальным комитетом по транспорту администрации города Перми (впоследствии переименован в Департамент дорог и транспорта администрации города Перми) заключен договор от 12.03.2007 №3-07 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения города Перми (л.д.16-18).

Пунктами 6.3, 6.4 указанного договора предусмотрено, что выпадающие доходы истца (Перевозчика) от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и льготных проездных документов н подлежат компенсации за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативно-правовыми актами г. Перми.

Поскольку, по мнению истца, выплаченная  ему сумма компенсации из регионального и федерального бюджетов в 2009 году не в полном объеме покрыла сумму фактически понесенных истцом расходов на перевозку льготных категорий граждан, истец  на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился за взысканием убытков в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер заявленных перевозчиком к взысканию убытков подтверждаются материалами дела, при этом убытки возникли у истца в результате неисполнения Минфином России и Минфином Пермского края обязанностей по обеспечению исполнения федерального бюджета и возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, следовательно, имеются основания для взыскания с ответчиков убытков в заявленных суммах.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу п.п. 1, 5 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В  случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 16 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В п. 19 данного постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ). Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.

В то же время исключив Федеральным законом № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция согласуется с изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2992/09).

С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда, в том числе на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% (порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом губернатора области).

Меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами Пермского края.

Согласно Указу губернатора Пермской области «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области» от 02.02.2005 № 15 (далее - Указ № 15) социальные проездные документы на территории Пермской области введены в целях реализации прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также на трудовую пенсию по старости, на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Пермской области.

Указом №15 утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условия проезда по ним на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермской области, которым установлен также порядок прохождения денежных средств, поступивших от реализации социальных проездных документов, стоимость социальных проездных документов на территории области.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.2006 №56-О, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Предоставление субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта осуществляется Минфином России на основании отчетных данных согласно Приказу Минфина России от 30.03.2006 №49н, которым утверждены Правила отчетности о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а так же рекомендации по их применению (Приложение №2).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу n А50-21663/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также