Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу n А50-18623/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-907/2013-АК

г. Пермь

21 февраля 2013 года                                                   Дело № А50-18623/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М.,

судей  Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.,  

при участии:

от истца  ООО «УралАвтоЛайн» (ОГРН 1075904010050, ИНН 5904165968) – не явились, извещены;

от ответчика: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации   (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) – не явились извещены;

от ответчика: Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) – не явились, извещены;

от третьих лиц: 1) Муниципальное бюджетное учреждение «Городское управление транспорта», 2) Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, 3) Департамент финансов администрации города Перми, 4) Министерство транспорта Пермского края – не явились извещены;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Пермского края

 от 24 декабря 2012 года по делу № А50-18623/2012,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по иску  ООО «УралАвтоЛайн»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,  Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края

третьи лица: 1) Муниципальное бюджетное учреждение «Городское управление транспорта», 2) Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, 3) Департамент финансов администрации города Перми, 4) Министерство транспорта Пермского края,

о взыскании  убытков в сумме 4 032 397,40 руб.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УралАвтоЛайн (далее -  истец, общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны  Российской федерации убытков в сумме 1 026 753,67  руб., с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет казны Пермского края убытков в сумме 3 005 643,73 руб., возникших в результате  перевозки пассажиров по социальным проездным документам в 2009 году.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.12.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами.

Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указывает на отсутствие оснований для взыскания с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края сумм убытков за февраль 2009 г., поскольку в рамках дела № А50-18611/2012 по иску общества в его пользу уже взысканы убытки, связанные с перевозкой льготной категории граждан за февраль-декабрь 2009г. по муниципальным проездным документам. Заявитель жалобы указывает на то,  что с 01.02.2009 предоставление льгот по проезду по муниципальным социальным проездным документам не является расходным обязательством Пермского края. Расходными обязательствами Пермского края не является также и предоставление мер социальной поддержки лицам, имеющим право на трудовую пенсию по старости: мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, вследствие чего расчет истца является порочным, поскольку основан на недостоверных сведениях, а сумма убытков является завышенной. Полагает, что расчет истца убытков (выпадающих доходов) по региональным социальным проездным документам и по муниципальным социальным проездным документам составлен на недостоверных данных, так как должен быть составлен на основании отчета ГУА «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения». Также заявитель жалобы считает, что судом неверно определен главный распорядитель средств на момент рассмотрения спорных правоотношений.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку  выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не исследованы доводы Минфина России о неверности показателей, примененных истцом при расчете, истцом неверно применены исходные фактические данные, вытекающие из документов, представленных третьими лицами. Заявитель жалобы не согласен с выводами арбитражного суда о субъективности контррасчета ответчика, поскольку расчеты ответчика основаны на тех же исследованиях пассажиропотока (проведенных в марте и мае 2009 года), что и расчеты истца. Указывает на то, что заявленные к получению средства согласно бюджетной росписи субъектом РФ, как главным распорядителем бюджетных средств, из федерального бюджета межбюджетные трансферты в 2009 получены им в полном объеме. Задолженности Российской Федерации перед субъектом по данному виду бюджетного обязательства нет, что подтверждается Законом Пермского края от 02.09.2010 № 663-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Пермского края за 2009 год».

 Перевозчик и  третьи лица письменные отзывы на апелляционные жалобы  не представили.

До начала судебного заседания от третьего лица Департамента финансов администрации города Перми поступило заявление о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в 2009 году истец осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения города Перми на основании договоров от 18.09.2009 № 46-2009, от 01.12.2007 № 14-07 заключенного с муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми, правопреемником которого является Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, с дополнительными соглашениями  по утвержденным в установленном порядке тарифам.

Согласно  договору от 01.12.2007 № 14-07  перевозчик обязался осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров и пассажиров, имеющих социальные проездные документы (далее – СПД), и проездные документы студентов (учащихся), в порядке, установленном действующим законодательством РФ, Пермской области, нормативными правовыми актами г. Перми (п. 3.1.9 договора).

Пунктами 6.3, 6.4  договора  от 01.12.2007 № 14-07  предусмотрено, что выпадающие доходы Перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и льготных проездных документов иных категорий граждан подлежат компенсации за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативно-правовыми актами г. Перми.

Пунктом 2.2.8 договора от 18.09.2009 № 46-2009 предусмотрено, что организатор пассажирских перевозок обязан перечислять Перевозчику субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, города Перми.

 При этом, поскольку сумма компенсации из регионального и федерального бюджета в 2009 году не в полном объеме покрыла сумму фактически понесенных истцом расходов на перевозку пассажиров по СПД, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов, а также размер неполученного дохода (в виде неполученной за проезд льготных категорий пассажиров платы) подтвержден материалами дела с учетом перечисленных субсидий по заявкам истца.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу пунктов 1,5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В  случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ). Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.

Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах» «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция подтверждается постановлением президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2992/09).

С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда, в том числе на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% (порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом губернатора области).

Меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами Пермского края.

Согласно указу Губернатора Пермской области «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области» от 02.02.2005 № 15 (далее - Указ № 15) социальные проездные документы на территории Пермской области вводятся в целях реализации прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также на трудовую пенсию по старости, на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Пермской области.

Названным Указом утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условия

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу n А60-39940/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также