Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу n А50-18551/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДП О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3536/2013-ГК

 

г. Пермь                                                                                 

24 апреля 2013 года                                                           Дело №А50-18551/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Голубцовой Ю.А.,  

судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,

при участии:

от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае – Обухова Т.А., доверенность от 09.01.2013,

от иных лиц, участвующих в деле – не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Министерства лесного хозяйства Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 13 февраля 2013 года

по делу № А50-18551/2012,

вынесенное судьей Лядовой Г.В.,

по заявлению Министерства лесного хозяйства Пермского края

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, 

заинтересованные лица ООО «КамаФанЛес» (ОГРН 1105905001070, ИНН 5905276269), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,

о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию,

установил:

Министерство лесного хозяйства Пермского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Пермскому краю (Осинский отдел) от 13.07.2012 года № 59-59-12/023/2012-387; обязании ответчика осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения  от 25.03.2012 № 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 № 565 в установленный законом срок.

На основании ст. 51, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «КамаФанЛес», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.

Решением суда от 13.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной  жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт,  ссылаясь на неправильное применение судом ст. 4.1, 4.3, 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. По мнению заявителя, в данном случае в силу ст. 4.1 Вводного закона для передачи спорного лесного участка в аренду не требовалось проведения в отношении него государственного кадастрового учета. По мнению заявителя, спорный лесной участок надлежащим образом индивидуализирован. Министерство в суд апелляционной инстанции не явилось.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае  в суде апелляционной инстанции просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку передаваемый в аренду лесной участок не поставлен на кадастровый учет; возможность предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда допускается без проведения кадастрового учета только для участков не прошедших государственный кадастровый учет.

Иные лица, участвующих в деле в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 22.12.2010 №2 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом «КамаФанЛес»  (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.01.2011 № 565, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду лесной участок общей площадью 12 050 га, категория земель - земли лесного фонда, с номером учетной записи в государственной лесном реестре Пермского края 1451-2011-01, имеющий местоположение: Пермский край, Бардымский район, Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество квартала 86, 87, 88, 89 (за исключением выделов 4, 9, 10, 12, 14, 15), 90, 91 (за исключением выделов 11, 12), 92 (за исключением выделов 6, 7, 11, 16, 17), 93 (за исключением выделов 4, 8, 12, 14, 15), 94 (за исключением выделов 11, 13), 95, 96 (за исключением выделов 11, 12, 14), 97 (за исключением выделов 2, 6, 7, 22, 23, 25, 26), 98 (за исключением 5, 8, 13), 99 (за исключением 2, 6, 14, 15, 19, 21, 22), 100 (за исключением 11, 15, 27, 28, 33), 101 (за исключением выделов 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20), 102 (за исключением выделов 3, 7, 8, 10, 13, 14, 18, 21, 24, 27, 29), 103 (за исключением выделов 4, 12, 15, 21, 22, 25, 26, 28-35), 104 (за исключением выделов 2, 11-14), 105 (за исключением выделов 6, 11, 12, 17, 18, 19, 21, 22, 30); Бардымское сельское участковое лесничество (колхоз «Имени Ленина») кварталы 19 (за исключением части выдела 3), 20 (за исключением части выдела 9), 21 (за исключением части выделов 6, 7, 9, 14, 15), 23, 28, 29; Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ «Шабарский») кварталы 8, 11, 13, 20 (за исключением части выдела 3); Бардымское сельское участковое лесничество (агрофирма «Урал») кварталы 30-33; Бардымское сельское участковое лесничество (колхоз «Правда») кварталы 35, 37-39, 41, 43-45, 47, 48 50, 53, 55; Бардымское сельское участковое лесничество (ТОО «Шермейское») кварталы 1, 2, 5, 6 (за исключением части выдела 3), 7 (за исключением части выделов 1, 3), 17-19, 24-26, 30, 32, 33; Бардымское сельское участковое лесничество (АКХ «Чулпан») кварталы 2, 5 (за исключением части выдела 17), 6 (за исключением части выдела 27), 7 (за исключением части выдела 16), 8 (за исключением части выдела 16, 19); Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ «Новая жизнь») кварталы 7, 9, 13, 15 (за исключением части выделов 1, 5), 16, 18 (за исключением части выделов 1, 14), для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов (п. п. 1,2, 4 договора, л.д. 21-28).

28.01.2011 лесной участок был передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи лесного участка.

21.03.2012 между Министерство лесного хозяйства Пермского края  (арендодатель) и обществом «КамаФанЛес»  (арендатор) подписано дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 № 565, в соответствии с п. 2 которого  арендодателю передается лесной участок общей площадью 12 011, 9 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1845-2012-03, имеющий местоположение: Пермский край, Бардымский район, Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество квартала 86 (1-11), 87 (1-14), 88 (1-14), 89 (1-3,5-8, 11, 13, 16, 17), 90 (1-9), 91 (1-10, 13), 92 (1-5, 8-10. 12-15, 18-20), 93 (1-3, 5-7, 9-11, 13, 16, 17), 94 (1-10, 12, 14-18), 95 (1-20), 96 (l-l6, 13, 15), 97 (1, 3-5, 8-21, 24. 27), 98 (1-4. 6-7. 9-12, 14, 15). 99 (1, 3-5, 7-13, 16-18. 20, 23, 24), 100 (1-10, 12-14, 16-26, 29-32, 54,35), 101 (1,2. 4, 6, 8.9, 11, 14, 15, 18, 19,21.22), 102 (1,2, 4-6, 9, 11, 12, 15-17, 19,20. 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31), 103 (1-3,5-1 1, 13, 14, 16-20, 23, 24, 27, 36, 37), 104 (1, 3-10, 15, 16), 105 (1-5, 7-10, 13-16, 20, 23-29, 31, 32); Бардымское сельское участковое лесничество (Колхоз имени Ленина) кварталы (выделы) 19 (1, 2, ч.3, 4-25), 20 (1-8, ч.9, 10-32), 21 (1-5, ч.б, ч.7, 8, ч.9, 10-13, ч.14. ч.15), 23 (1-14), 28 (1-28), 29 (1-10); Бардымское сельское участковое лесничество (КДП «Шабарский»), кварталы (выделы) 8 (1-9). 11 (1-19), 13 (1-13), 20 (1, 2, ч.З, 4-15); Бардымское сельское участковое лесничество (А/Ф «Урал»), кварталы (выделы) 30 (1-15), 31 (1-25), 32 (1-10), 33 (1-24); Бардымское сельское участковое лесничество (Колхоз «Правда»), кварталы  (выделы) 35 (1-9), 37 (1-10), 38 (1-12). 39 (1-5), 41 (1-7), 43 (1-9), 44 (1-6), 45 11-22), 47 (1-19), 48 (1-26), 50 (1-9), 53 (1-21), 55 (1-28); Бардымское сельское участковое лесничество (ТОО «Шермейский»), кварталы (выделы) 1 (1-13). 2 1-8), 5 (1-24), 6 (1, 2, ч.З, 4-15), 7 (ч.1, 2, ч.З, 4-7), 14 (1-22), 18 (1-22), 19 (1-20), 24 (1-24), 25 (1-19), 26 (1-28), 30 (1-10), 32 (1-8), 33 (1-20); Бардымское сельское участковое лесничество (АКХ «Чулпан»), кварталы (выделы) 2(1-5), 5 (1-16, ч.17. 18), 6 (1-26, ч.27), 7 (1-15, ч.16. 17), 8 (1-15. ч. 1617, 18, ч.19. 20, 21); Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ «Новая жизнь»), кварталы (выделы) 7 (1-7), 9 (1-13), 13 (1-13), 15 (ч.1, 2-4, ч.5, 6-22), 16(1-18), 18(ч.1, 2-13, ч.14, 15, 16) (п. 2 дополнительного соглашения, л.д. 29-31).

01.06.2012 ООО «КамаФанЛес обратилось в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации дополнительного соглашения от 21.03.2012 №1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 № 565.

Согласно расписке регистрирующего органа от 01.06.2012 на государственную регистрацию заявителем представлены: заявление от 01.06.2012, платежное поручение от 20.04.2012 №266691, план лесного участка от 10.04.2012, выданный Министерством лесного хозяйства Пермского края, дополнительное соглашение от 21.03.2012 №1 к договору аренды лесного участка от 21.03.2012 №13.01.2011, выписка из государственного лесного реестра Пермского края от 10.04.2012, выданная Министерством лесного хозяйства Пермского края (л.д. 115).

15.06.2012 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с тем, что

лесной участок, являющийся предметом дополнительного соглашения входит в состав других земельных (лесных) участков с кадастровыми номерами 59:13:0000000:1029, 59:13:0000000:1030, 59:13:0000000:1028, 59:13:0000000:1035, 59:13:0000000:1022, 59:13:0000000:1021, 59:13:0000000:1040, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и проведена государственная регистрация прав (л.д. 107-108).

13.06.2012 ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с непредставлением решения об образовании земельного (лесного) участка из земельных участков в составе земель лесного фонда, а также в связи с тем, что переданный в аренду лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет  (л.д. 14-15).

Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 16 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Пунктом 2 ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у заявителя дополнительных

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу n А60-52152/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также