Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2006 по делу n 18АП-248/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА07-7151/2006 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Челябинск «22» декабря 2006 г. Дело № 18АП-248/2006 Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2006. Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2006. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Соколовой Т.В., судей Башариной Л.Ф., Махровой Н.В., при ведении протокола Шафигиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2006 по делу №А07-7151/06-Г-ФЛВ (судья Феоктистова Л.В.) по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, при участии третьих лиц: Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, о взыскании 2 041 830 руб. 60 коп., при участии в заседании от истца - Зубарева А.В. по доверенности от 19.01.2004 № 5, У С Т А Н О В И Л: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании солидарно 2 041 830 руб. 60 коп. убытков за период апрель 2003 декабрь 2004 года, понесенных в результате предоставления льготного проезда гражданам в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования и просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки в размере 2 043 633 руб. 90 коп., связанные с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с Министерства финансов Республики Башкортостан за счет средств казны субъекта убытки в размере 4 770 руб. 10 коп. в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в соответствии с Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». Решением от 10.10.2006 требования удовлетворены. Убытки в полном объеме взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, остальные участники от ответственности освобождены. В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что истец не доказал состав правонарушения, при наличии которого возможно удовлетворение требований о взыскании убытков в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; факт оказания услуг материалами дела не подтвержден; по искам о возмещении вреда от имени казны Российской Федерации должен выступать главный распорядитель бюджетных средств; в сумму убытков истцом необоснованно включен налог на добавленную стоимость, и, кроме того, судом не дана надлежащая оценка государственному контракту, заключенному между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Башкортостан. Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили. Истец не возражал рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Проверив законность судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, присутствующего в судебном заседании, изучив материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения не находит. Как следует из материалов дела, истцом в период с апреля 2003 г. по декабрь 2004 г. на основании положений Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предоставлялись льготы определенным категориям граждан по проезду железнодорожным транспортом в междугородном сообщении. В связи с невозмещением расходов на сумму 2 046 404 руб. истец обратился в суд с требованием об их взыскании. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждается материалами дела, убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов транспортной организации на реализацию указанных льгот из средств федерального бюджета, вследствие чего они подлежат возмещению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации. Данный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и законе. Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 14 19, 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 Федерального закона «О ветеранах» гражданам, указанным в данном Законе, предоставляются льготы по бесплатному проезду либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов). Порядок возмещения расходов из федерального бюджета в соответствии с вышеназванным Законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 № 946. В соответствии со статьей 2 пунктами 18 и 19 статьи 4, пунктами 14 и 15 статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льгота по оплате проезда в железнодорожном транспорте междугородного сообщения является федеральной льготой и должна обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Статьей 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам предоставляется 50-процентная скидка по оплате проезда в междугородном железнодорожном транспорте один раз в период с 16 мая по 30 сентября, неограниченное количество раз в период с 1 октября по 15 мая, а также инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения и обратно один раз в год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Действие указанного Порядка продлено на 2002 2004 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85, от 14.02.2004 № 80). В соответствии с пунктом 7 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», расходы, связанные с реализацией статей 2 - 6.1 Федерального закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Согласно статье 4 вышеназванного Закона гражданам предоставляется бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов. Правила предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию вышеуказанного Закона утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333. Действие Правил продлено на 2003 2004 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85, от 14.02.2004 № 80). В соответствии с данными Правилами расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций. Из материалов дела следует, что денежные средства из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате проезда указанных категорий граждан перечислялись из федерального бюджета ОАО «РЖД». Однако данных средств оказалось недостаточно для полного возмещения расходов, понесенных железнодорожным предприятием в связи с предоставлением льгот указанным категориям граждан. В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В данном случае суд, правомерно установив, что неисполнение Российской Федерации в полном объеме своих обязательств по возмещению затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, свидетельствует о неправомерном бездействии государственных органов, возложил ответственность на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации. Довод заявителя жалобы о том, что ответственность должна быть возложена на главного распорядителя бюджетных средств, отклоняется. Поскольку льготы установлены государством, то именно государство в лице его финансовых органов является ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий пассажиров. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности (п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23). Довод заявителя жалобы о том, что в сумму убытков необоснованно включена сумма налога на добавленную стоимость, не соответствует материалам дела. В соответствии с расчетом величины убытков от перевозок льготников, представленным истцом (т. 5 л.д. 57-58), а также документов, подтверждающих факт перевозки пассажиров (т. 2 л.д. 74-185, т. 3 л.д. 1-162), железнодорожное предприятие понесло убытки в размере стоимости проезда, недополученной в результате предоставления льгот. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В данном случае заявителем жалобы в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что налог на добавленную стоимость дополнительно включен в оспариваемую сумму. Размер убытков, понесенных железнодорожным предприятием в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, установлен судом правильно, подтвержден материалами дела. Кроме того, истцом в судебное заседание были представлены купоны кассира по четырем станциям железной дороги, осуществившим продажу льготных билетов: Енаул, Нефтекамск, Амзя, Карманово. Суд исследовал выборочно купоны кассира за декабрь 2003 года по станции Енаул, которые подтверждают доводы истца. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2006 по делу №А07-7151/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Т.В. Соколова Судьи: Л.Ф. Башарина Н.В. Махрова Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2006 по делу n 18АП-299/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|