Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А07-11556/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-12501/2013

 

г. Челябинск

 

22 января 2014 года

Дело № А07-11556/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014  года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,

судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2013 по делу № А07-11556/2013 (судья  Абдуллина Э.Р.).

В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Хабибуллина Дамира Габдрашитовича – Копылова З.Р. (доверенность от 15.01.2014).

Индивидуальный предприниматель Хабибуллин Дамир Габдрашитович  (далее – заявитель, предприниматель, ИП Хабибуллин Д.Г.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) о признании отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020504:174 незаконным, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – третье лицо, Управление).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2013 (резолютивная часть оглашена 27.09.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:020504:174 в собственность, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.06.2013 № Х7494, обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Хабибуллину Дамиру Габдрашитовичу проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 02:55:020504:174, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Октябрьский район, ул. Юрия Гагарина, д. 41/1.

С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на отсутствие оснований для признания отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным. Указывает, что земельный участок, о выкупе которого поставлен вопрос заявителями, не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку находится во втором поясе санитарной зоны охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в силу чего и, на основании пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является ограниченным в обороте. Полагает, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельный участок не распространяются положения санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны, а также ограничения установленные законом. При этом, сведения о нахождении земельного участка во втором поясе водоохраной зоны указаны в кадастровом паспорте земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя высказал возражения относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора не явились.

В отсутствие возражений представителя ИП Хабибуллина Д.Г. и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предпринимателю Хабибуллину Дамиру Габдрашитовичу принадлежит на праве собственности административно-торговое нежилое здание площадью 730 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, дом 41/1 (свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на л. д. 15).

Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020504:174, площадью 308 кв. м. Согласно данным кадастрового паспорта, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование под магазин (л. д.10).

Письмом 28.05.2013 заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 02:55:020504:174, в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (л. д. 14).

Данное заявление получено Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан 28.05.2013, о чем свидетельствует имеющаяся на заявлении  отметка о получении (л. д. 14).

Рассмотрение обращения Хабибуллина Д.Г. по поручению Администрации  было произведено Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Письмом №Х7494 от 11.06.2013 со ссылкой на представленный кадастровый паспорт и подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации Управление сообщило предпринимателю о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020504:174 расположен во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов города Уфы, в силу чего в соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации участок, как отнесенный к землям, ограниченным в обороте, не подлежит предоставлению в частную собственность (л.д. 16).

Полагая отказ в приватизации земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю  на праве собственности объект недвижимости, противоречащим действующему законодательству и нарушающим  права в области предпринимательской деятельности, ИП Хабибуллин Д.Г. обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд признал недоказанным факт его нахождения в зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, ввиду несоблюдения порядка установления границ санитарной охраны, установленного Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Решение Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 № 7/4 «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы», признано судом не подлежащим применению, ввиду того, что установленная названными правилами зона не является поименованной в пункте 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правильности сделанных судом выводов.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475.

Возражений относительно предоставления необходимых для рассмотрения заявления документов, а также формирования земельного участка Администрацией не заявлено.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).

Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Аналогичные положения содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные  в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при осуществлении территориального планирования установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (пункт 6, пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документом градостроительного зонирования, являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а так же порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А07-6745/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также