Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу n А34-4054/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1912/2014

г. Челябинск

 

01 апреля 2014 года

Дело № А34-4054/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Махровой Н.В.,

судей Логиновских Л.Л., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпикалевой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.12.2013 по делу № А34-4054/2013 (судья Суханова О.С.).

 

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Фортуна» (далее – ООО «ЖКО «Фортуна», истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области к обществу с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» (далее – ООО «Горкомжилстрой», ответчик) с исковым заявлением о передаче документации на многоквартирные дома: карточек регистрации граждан формы №9 и поквартирных карточек формы №10 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Кургане по адресу: ул. Чернореченская, 79 и ул. Перова, 14 (т. 1, л.д. 2-3).

Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины – 4 000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.12.2013 исковые требования ООО «ЖКО «Фортуна» удовлетворены.

Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины – 4 000 руб. (т. 2, л.д. 79-82).

В апелляционной жалобе ООО «Горкомжилстрой» просило решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 88-89).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Горкомжилстрой» ссылалось на то, что спорные документы у ответчика отсутствуют. Восстановить поквартирные карточки и карточки прописки граждан невозможно, поскольку ответчик, утратив управленческие функции, одновременно утратил полномочия на ведение спорной документации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «ЖКО «Фортуна» на основании протоколов общих собраний собственников, договоров с собственниками (т. 1, л.д. 7-16, 22-26) осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами № 79 по ул. Чернореченская и №14 по ул. Перова в г. Кургане.

В адрес ответчика, ранее осуществлявшего функции по управлению указанными многоквартирными домами, направлены письма с требованием о передаче технической документации на многоквартирные дома, поквартирные карточки граждан от 31.05.2012 № 19н, от 30.06.2012 № 148, от 11.12.2012 № 44н, от 06.06.2012 (т. 1, л.д. 17-19).

Поскольку ответчиком поквартирные карточки не были переданы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования являются законными и обоснованными, доказательства передачи спорной документации ответчиком не представлены.

Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно ст. 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ч. 2 ст. 161 ЖК РФ избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников.

В силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила № 713), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном Постановлением № 713, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208 (далее – Административный регламент № 208), регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам № 9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Согласно пункту 82 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме № 9 (приложение № 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме № 10 (приложение № 7 к Регламенту).

В соответствии с пунктом 17 действующего Регламента лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил № 713), невозможность выполнения указанных функций в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, следовательно, и требований закона.

Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к новой управляющей компании по её требованию передать все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения возложенных на нее функций.

Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обоснованность исковых требований ООО «ЖКО «Фортуна» подтверждается протоколами общих собраний собственников, договоров с собственниками (т. 1, л.д. 7-16, 22-26), согласно которым истец выбран в качестве управляющей организации многоквартирных домов № 79 по ул. Чернореченская и №14 по ул. Перова в г. Кургане.

Ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ и 162 ЖК РФ доказательства передачи истцу карточек регистрации граждан формы №9 и поквартирных карточек формы №10 не представил.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о передаче документации на многоквартирные дома: карточек регистрации граждан формы №9 и поквартирных карточек формы №10 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Кургане по адресу: ул. Чернореченская, 79 и ул. Перова, 14, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод ответчика о том, что спорные документы у ответчика отсутствуют, так как восстановить поквартирные карточки и карточки прописки граждан невозможно в связи с утратой ответчиком управленческих функций и полномочий на ведение спорной документации, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий положениям ст. 162 ЖК РФ, Правил № 713 и Административного регламента № 208.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ООО «Горкомжилстрой» в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Курганской области от 26.12.2013 по делу № А34-4054/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное жилищное строительство» в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.В. Махрова

Судьи

   Л.Л. Логиновских

    В.Ю. Костин

 

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу n А76-17754/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также