Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу n А07-18619/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3586/2014

г. Челябинск

 

18 апреля 2014 года

Дело № А07-18619/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2014 по делу № А07-18619/2013 (судья Вальшина М.Х.).

Общество с ограниченной ответственностью «Арас» (далее – ООО «Арас», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан (далее – Кадастровая палата, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 156/1, кадастровый номер 02:55:010515:29, общей площадью 4198 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 8 757 320 руб.; обязании в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 156/1, кадастровый номер 02:55:010515:29, общей площадью 4198 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 8 757 320 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д.9-10).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра, третье лицо), Правительство Республики Башкортостан (далее – Правительство, третье лицо), администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – администрация, третье лицо).

Решением суда первой инстанции от 16.01.2014 (резолютивная часть от 15.01.2014) исковые требования удовлетворены частично. Суд установил  кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 156/1, кадастровый номер 02:55:010515:29, общей площадью 4198 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 8 757 320 руб. Суд обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 156/1, кадастровый номер 02:55:010515:29, общей площадью 4198 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 8 757 320 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка (т.2 л.д. 38-45).

С указанным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Кадастровая палата (далее также – податель жалобы, апеллянт) просила отменить решение суда первой инстанции в части обязания Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:29.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Кадастровая палата указала, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок находится в аренде у истца, арендодателем является администрация сроком на 49 лет. По мнению апеллянта, судом не обоснована необходимость обязания внести сведения о рыночной стоимости земельного участка, в том числе по состоянию на 01.01.2011.

Податель жалобы полагает, что между истцом и ответчиком отсутствует спор о праве, поскольку истец не имеет материально-правовых притязаний к ответчику. Привлечение органа кадастрового учета в качестве ответчика, по мнению апеллянта, необоснованно.  

К дате судебного заседания письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. От Кадастровой палаты поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Арас» является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:29, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 156/1, общей площадью 4198 кв.м. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д. 12). 

Обозначенный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.12.2004(л.д.13-18 т.1).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка его кадастровая стоимость составляет 22 912 138руб. 26 коп.

Правительством Республики Башкортостан принято Постановление №521 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфы, Стерлитамак, Салават Республики Башкортостан», которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011.

В соответствии с отчетом рыночной стоимости земельных участков, представленным истцом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:29 составляет 8 757 320 руб.

Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной, явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Выводы суда первой инстанции правильны, основаны на представленных по делу доказательствах.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Из отчета, представленного истцом, усматривается значительное расхождение в установленном по состоянию на 01.01.2011 кадастровой оценкой земли размере стоимости земельных участков и определенной рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 8258 от 23.09.2013, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Центр Консалтинг» (т. 1 л.д. 19-102).

Согласно заключению Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» №932/09/13 от 25.09.2013 (т. 1 л.д. 103-113) составленному по результатам отчета об оценке, сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ  от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности.

Нормой ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и его рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке № 8258 от 23.09.2013, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования в указанной части.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.

В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11 правовая позиция подлежит применению

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу n А76-21658/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также