Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу n А76-27508/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2930/2014

г. Челябинск

 

24 апреля 2014 года

Дело № А76-27508/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей  Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Свистун Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Челябинску на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2014 по делу № А76-27508/2013 (судья Шайхутдинов Е.М.).

В судебном заседании приняли участие представители Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску: Мясникова В.Ю. (удостоверение ЧЕЛ  № 006651, доверенность № 100 от 01.08.2011), Лосев Е.В. (удостоверение ЧЕЛ №025879, доверенность №17 от 03.03.2014).

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об отмене постановления от 04.12.2013 № 74 АА 000695 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 руб. (т.1 л.д.4-6).

Определением от 22.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация города Челябинска (т.1 л.д.95-97).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2014 (резолютивная часть от 12.02.2014) заявленные требования удовлетворены: постановление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску от 04.12.2013 №74 АА 000695 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 КоАП РФ признано незаконным и отменено (т.1 л.д.110-118).

Административный орган (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с таким решением, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить.

По мнению заинтересованного лица, с учётом «Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа», утверждённого решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 24.02.2009 №40/16, на упомянутом участке дороги не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и не обеспечен должный контроль в содержании дороги в безопасном для движении состоянии в соответствии с требованиями ГОСТ, поскольку дорожная разметка отсутствует и не приведена в соответствующее состояние по вине Управления дорожного хозяйства Администрации г.Челябинска, которое и является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.34 КоАП РФ.

Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте, заявитель  и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со ст. 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 13.11.2013 дежурным группы для выезда на дорожно-транспортное происшествие полка ДПС ГИБДД УМВД России по г.Челябинску при оформлении дорожно-транспортного происшествия установлено, что на проезжей части по ул.Новороссийская, д. 47, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1., о чём составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (т.1 л.д. 29).

Из акта следует, что на участке нерегулируемого пешеходного перехода по адресу: г. Челябинск, ул. Новороссийская, д. 47, отсутствует дорожная разметка 1.14.1. «зебра». К акту прилагается фототаблица и схема ДТП (т.1 л.д. 35-37).

25.11.2013 государственным инспектором дорожного надзора административного органа старшим лейтенантом полиции Орловым Н.В. в отношении заявителя составлен протокол №74 АА 169373 (т.1 л.д. 53) об административном правонарушении, отразивший факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии: на нерегулируемом пешеходном переходе по ул. Новороссийская, д. 47, отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 «зебра» в нарушение требованиями ГОСТ Р 50597-93 пунктов 4.2.1-4.2.3, а также пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (далее – ПДД).

О времени и месте составления данного протокола заявитель был извещён телефонограммой (входящий № 01-08/241 от 21.11.2013).

04.12.2013 материалы дела об административном правонарушении рассмотрены с участием представителя заявителя  Хужина Э.А.,действовавшего по доверенности.

Постановлением от 04.12.2013 № 74АА 000695 Управление привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (т.1 л.д. 54).

При составлении протокола и вынесении постановления административным органом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдён (т.1 л.д.51-54).

Не согласившись с названным постановлением, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Управление в данном случае не является субъектом вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего:

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

При этом в соответствии с п. 4.2.2. и 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м.) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

Факт отсутствия в г. Челябинске на ул. Новороссийская, д. 47 на нерегулируемом пешеходном переходе, горизонтальной дорожной разметки материалами дела установлен, в том числе актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13.11.2013, фототаблицами к нему, протоколом об административном правонарушении от 25.11.2013 №74 АА 169373.

Статьёй 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере трёхсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является дорожное движение.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица.

Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной ст. КоАП РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ),  исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст.37 названного Закона).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу приведённых норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в структуре местной администрации профильного Управления дорожного хозяйства с правами юридического лица не наделяет это Управление статусом органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 24 Устава города Челябинска, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 26.03.2007 №RU743150002007001, структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:

1.Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума;

2.Глава муниципального образования - Глава города Челябинска (Председатель Челябинской городской Думы);

3.Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация города Челябинска;

4.Контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Челябинска (часть 1).

Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путём внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 2).

Как предусмотрено статьёй 36 Устава города Челябинска исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является Администрация города Челябинска (далее

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу n А76-14849/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также