Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А47-9241/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2982/2014

г. Челябинск

 

16 мая 2014 года

Дело № А47-9241/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Пивоваровой Л.В., Соколовой И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2014 по делу № А47-9241/2013 (судья Бабина О.Е.).

Иониди Инна Михайловна  (далее – Иониди И.М., истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:123, площадью 12 459 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир двухэтажное здание ГСК №404. Участок находится примерно в 220 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Родимцева, 30, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012, в размере 13 417 500 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – Управление Росреестра), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – Министерство), Администрация города Оренбурга (далее – Администрация).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2014 (резолютивная часть объявлена 22.01.2014) исковое заявление удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:123 в размере его рыночной стоимости в сумме 13 417 500 руб. (т. 2, л.д. 104-107).

В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 81-86).

В обоснование доводов ссылается на следующее. Полагает, что указанная оценщиком в отчете рыночная стоимость участка является заниженной. Полагает, что экспертное заключение, полученное в рамках назначенной судом экспертизы, является «незаконным», как составленное с нарушением требований  ст. 24.16 Закона об оценочной деятельности.

По мнению апеллянта, Законом об оценочной деятельности четко указан орган, имеющий право на проведение экспертизы отчета об оценке. Таким органом является саморегулируемая организация оценщиков, членом которой  являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, тогда как в настоящем случае экспертиза была проведена экспертом другой экспертной организации.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что 29.12.2007 в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) внесены сведения о земельном участке общей площадью 12459 кв.м. с кадастровым номером 56:44:0103001:123 (предыдущий кадастровый номер 56:44:0103001:122). Категория земель - «земли населенных пунктов». Вид разрешенного использования - «строительство офисно-торгового центра с автосалоном». Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Родимцева, 30 (т. 1, л.д. 32-36).

По договору аренды от 244.04.2013 № 06-03-09/71 Министерство природных ресурсов  экологии и имущественных отношений Оренбургской области (арендодатель) передало земельный участок 56:44:0103001:123  победителю аукциона Иониди И.М. (арендатор) в аренду, на срок по 23.04.2016 (т. 1, л.д. 37-41).

Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), что подтверждается соответствующим штампом учреждения юстиции по государственной регистрации прав в тексте документа (т. 1, л.д. 41).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 №1122-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года.

В соответствии с указанными результатами кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0103001:123 установлена в размере 92 829 517 руб. 20 коп. Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка.

Во исполнение договора от 05.11.2013 № 81-13 обществом с ограниченной ответственностью «Дом оценки «Финн-Эксперт» подготовлен Отчёт № 81-13 от 10.11.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:123 (т. 1, л.д.31-62). Оценщик пришёл к выводу о том, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составляла 13 417 500 руб.

Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, Иониди И.М. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

На основании принятого судом первой инстанции определения от 19.11.2013 обществом с ограниченной ответственностью  «Компания «Независимая экспертная оценка» проведена экспертиза отчета № 1000/81-13 от 26.11.2013.

Согласно экспертному заключению № 1000/81-13, выполненному ООО «Компания «Независимая Экспертная Оценка», отчет об оценке № 81-13 от 10.11.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке является обоснованной.

Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из их правомерности и обоснованности. Суд принял во внимание Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, в связи с наличием положительного экспертного заключения признал допустимым применение представленного истцом отчёта об оценке и установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01.01.2012.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как указано выше, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п.

Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Истец является арендатором спорного земельного участка. Обременение в виде аренды зарегистрировано в установленном законом порядке.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости в данном случае значительно превышает рыночную стоимость этого же имущества, что нарушает права Иониди И.М.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254; далее – ФСО № 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона № 135-ФЗ).

Истцом в материалы дела представлен отчёт № 81-13 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:123, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 13 417 500 руб.

Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).

Согласно пункту 4 федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 № 328; далее – ФСО № 5) под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.

Экспертным заключением № 1000/81-13 от 26.11.2013 подтверждается, что исследованный отчёт № 81-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

В заключении так же содержится вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка  с кадастровым номером 56:44:0103001:123 установленная в отчете № 81-13 от 10.11.2013, равная 13 417 500 руб., является действительной (т. 1, л.д. 80).

Оснований для признания представленных истцом письменных доказательств недопустимыми либо недостоверными не имеется.

Довод апелляционной жалобы о незаконности экспертного заключения, как составленного с нарушением требований ст. 24.16 Закона № 135-ФЗ, подлежит отклонению.

Коллегия судей исходит из следующего.

В соответствии с нормой ч. 1 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (ч. 2 ст. 64 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 82 АПК

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А76-23472/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также