Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А76-27273/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6696/2014 г. Челябинск
03 июля 2014 года Дело № А76-27273/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Малышевой И.А. и Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПромСтройИндустрия» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2014 по делу № А76-27273/2013 (судья Костылев И.В.). В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «ПромСтройИндустрия» - Овчинникова О.В. (доверенность от 30.06.2014); Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - Попова Н.В. (доверенность № 1/141 от 19.05.2014). 09.12.2013 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственность «ПромСтройиндустрия» (далее -заявитель, ООО «ПромСтройИндустрия») с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - лицензирующий орган, Министерство, ответчик) № 1342-р от 28.08.2012 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 01107-ТР, обязании Министерства устранить нарушения путем внесения изменений в государственный реестр лицензий. 20.11.2002 заявителем получена лицензия ЧЕЛ № 01107-ТР на право пользования недрами с целевым назначением – геологическое изучение и добыча гипса для производства строительных материалов на Миньярском месторождении со сроком действия – до 30.11.2027. 04.08.2011 от Министерства поступило уведомление об установлении нарушений лицензионных правил: -непредставлении в срок до 01.07.2011 проекта разработки месторождения и программы мониторинга геологической среды по основной площади 16,2 га (нарушение № 1), -непредставлении материалов поисковых и оценочных работ по дополнительной площади 15,5 га в срок до 01.07.2011 (нарушение № 2). Общество предупреждено о необходимости устранения нарушений в 3-х месячный срок и возможности в случае их не устранения приостановления или досрочного прекращения действия лицензии. 29.12.2011 распоряжением № 2395-р действие лицензии приостановлено, в дальнейшем оспариваемым распоряжением № 1342-р от 28.08.2012 прекращено. Действие лицензии прекращено незаконно, т.к. нарушения условий ее использования отсутствовали. Для устранения нарушения № 1 17.09.2007 заявитель заключил договор с ООО «Горный инжиниринговый проект – центр Урала» о подготовке проекта месторождений и проектной документации, который был изготовлен в 2008-2009 годах, оплачен в сумме 1 200 000 руб. По второму нарушению материалы поисковых и оценочных работ были представлены для государственной экспертизы (протокол от 27.12.2005) и были приняты. Повторного представления документов не требуется, данное условие выполнено в полном объеме. Несмотря на отсутствие нарушений действия лицензии распоряжением № 1342-р от 29.08.2012 право недропользования заявителя было прекращено, о прекращении лицензии ему стало известно 11.10.2013 после размещения оспариваемого постановления на сайте Министерства, иных документов или сообщений заявитель не получал, и срок для судебного обжалования предусмотренный п.4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не пропущен. Оспариваемое распоряжение создает препятствия для предпринимательской деятельности, делает невозможным вести основной вид деятельности - производство строительных материалов. Кроме того, лицензирующим органом допущено существенное нарушение Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 12.02.1992 (далее - Закон «О недрах»), прекращая право пользования оно не проверило, были ли устранены нарушения для чего устанавливался 3-х месячный срок, акт проверки, подтверждающий продолжение нарушения не составлялся. Обстоятельства, связанные с неисполнением уведомления не устанавливались, их проверка не проводилась, акт не составлялся, т.е. распоряжение вынесено с нарушением установленной процедуры и является незаконным (т.1 л.д.3-9). Министерство возражает против заявленных требований, указывает, что лицензия отозвана на законных основаниях – после длительного неисполнения лицензионных требований (т.3 л.д.125-127, т.4 л.д.103, 12-14). Решением суда первой инстанции от 29.04.2014 в удовлетворении требований отказано. Право на пользование недрами предоставляется выданной лицензией, устанавливающей правила использования, обязательные для ее владельца. В случае нарушения этих условий пользование недрами может быть прекращено. Решение о прекращении срока действия лицензии может быть принято по истечению 3-х месяцев со дня получения пользователем письменного уведомления о допущенных нарушениях. Для заявителя лицензионные условия предусматривали подготовку технического проекта на разработку месторождения не позднее 4 квартала 2006 года (срок продлен до 01.07.2011), которое не было выполнено. Уведомление о нарушениях было получено 03.09.2011, 29.08.2012 при отсутствии действий по устранению нарушений 29.08.2012 действие лицензии было прекращено, что соответствует действующему законодательству. Доводы заявителя о том, что в качестве проекта разработки месторождения следует рассматривать Проект на проведение оценочных и разведочных работ, изготовленный в 2007-2010 годах не принимается судом, ввиду того, что проекты являются различными видами документации (т.4 л.д.59 - 64). 03.06.2014 об общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. Выводы суда основаны на неправильном толковании законодательства о недрах. По п.2 абз.2 ст. 3 Закона о недрах в случае существенного нарушения пользователем условий лицензии его право может быть: прекращено досрочно, приостановлено или ограничено, т.е. лицензирующий орган вправе принять одно их трех видов решений, но не применять их в совокупности. Учитывая, что право пользования вначале было «приостановлено», государственный орган не имел прав применять иную меру в виде «отзыва лицензии», в этом случае требовалось направлять другое уведомление и проводить отдельную проверку. По мнению заявителя, период приостановления действия лицензии не должен включаться в срок для устранения недостатков, который начинает исчисляться с даты получения уведомления. Следует учесть, что обществу уведомление было направлено не по юридическому, а по фактическому адресу. Суд неосновательно возложил на заявителя бремя доказывания отсутствия своей вины, предложив представить доказательства исполнения лицензионного соглашения. Нарушены положения Административного регламента № 315, обязывающие принимать решение о прекращении действия лицензии после проведения проверки ее использования, данная последовательность действий Министерством не соблюдена (т.4 л.д.67-71). Лицензирующий орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные в судебном решении. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства. ООО «ПромСтройИндустрия» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 27.08.2011 (т. 1 л.д.90-107), им получена лицензия на право пользования недрами ЧЕЛ 01107 ТР для геологического изучения и добычи гипса для производства строительных материалов, приложением является лицензионное соглашение (т.1 л.д.10-21). 04.08.2011 Министерство направило уведомление № 54 о неисполнении лицензионного соглашения в части п.3 и п.3.7 – не согласовании в срок до 01.07.2011 материалов поисковых и оценочных работ по дополнительной площади и не согласовании проекта разработки месторождения и программы мониторинга геологической среды, устанавливался 3-х месячный срок для устранения нарушений (т.1 л.д.22). 29.12.2011 вынесено распоряжение № 2396-р о приостановлении действия лицензии на срок до 3-х месяцев, недропользователь обязан согласовать в установленном порядке проект разработки месторождения и программу мониторинга по основной площади, представить материалы поисковых и оценочных работ по дополнительной площади (т.1 л.д.23). Распоряжением № 1342-р от 29.08.2012 Министерство досрочно прекратило действие лицензии (т.1 л.д.87). Заявитель представил в материалы дела документы: -договор № 16/17 от 17.09.2007 с ООО «Горный инжиниринговый проект – центр Урала» о выполнении проектных работ, окончание которых запланировано на 01.05.2008 (т.1 л.д.24-28), -проект разработки гипса на Миньярском (Ашинском) месторождении, подготовленный в 2008 году (т.1 л.д.31-48), доказательства представления данного проекта для проведения экспертизы и утверждения лицензирующим органом отсутствуют, -протокол заседания экспертной комиссии Министерства от 29.12.2005 о рассмотрении проекта представленного ООО «ПромСтройИндустрия», решением которой признано, что материалы оценочных и разведочных работ прошли экспертизу, в материалах дела данный проект отсутствует, стороны не смогли дать пояснения по поводу его содержания (т.1 л.д.51-58), -проект уточненных границ горного отвода (т.2 л.д.11-24). По утверждению подателя жалобы – общества суд пришел к неверному выводу о неисполнении лицензионных требований, т.к. указанные в распоряжении документы были ранее представлены. Допущены нарушения процедуры, установленные при прекращении действия лицензии. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении заявителем условий действия лицензии. Согласно положениям статьи 11 Закона РФ о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах). В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. Суд установил, что обществом не были исполнены лицензионные условия - не представлены в срок до 01.07.2011 проекты разработки месторождения и программы мониторинга геологической среды по основной площади 16,2 га, не представлении материалы поисковых и оценочных работ по дополнительной площади 15,5 га в срок до 01.07.2011. Заявителю 04.08.2011 было направлено уведомление о необходимости устранения нарушений в 3-х месячный срок, разъяснены последствия в виде приостановления срока действия лицензии или прекращении ее действия. Доказательства исполнения требований не поступили и распоряжением от 29.12.2011 действие лицензии было приостановлено, вновь установлен 3-х месячный срок для устранения нарушений. Не получив необходимые документы общество распоряжением от 28.08.2012 прекратило действие лицензии. Вывод суда о нарушении лицензионных правил, соблюдении порядка и сроков приостановления и прекращения действия лицензии является правильным и соответствует нормам закона. Доводы жалобы о допущенных нарушениях – одновременном применении двух мер принуждения – приостановления и прекращения лицензии, необходимости исключения срока приостановления действия лицензии из срока для устранения недостатков и обязанности перед отзывом лицензии повторно проводить проверку и направлять уведомление основаны на неверном толковании закона. Между приостановлением действия лицензии (29.12.2011) и ее отзывом (28.08.2012) прошел значительный период времени, включающий срок для устранения нарушений, и применение этих мер воздействия не является одновременным. В законодательстве отсутствует обязанность проведения проверки перед введением следующей принудительной меры. Судом первой инстанции дана оценка доводу заявителя о том, что в качестве проекта разработки месторождения следует рассматривать Проект на проведение оценочных и разведочных работ на северо-западном фланге Миньярского (Ашинского) месторождения гипса подготовленный в 2007-2008 г. г. Установлено, что этот проект для экспертизы и изучения в лицензирующий орган не представлялся. Кроме того, исходя из его содержания, он не может рассматриваться как Проект разработки месторождения. 27.12.2005 экспертной комиссией рассмотрен материалы оценочных и разведочных работ на Миньярском месторождении гипса, в том числе, отчет о результатах работ. В материалах дела этот документ отсутствует, что не дает возможности оценить его применительно к выполнению спорных лицензионных требований. Довод апелляционной жалобы о направлении оспариваемого распоряжения по юридическому, а не фактическому адресу юридического лица не связан с предметом спора, следует учесть, что суд первой инстанции восстановил срок для обжалования ненормативного акта. При таких условиях основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2014 по делу № А76-27273/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПромСтройИндустрия» без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи: И.А. Малышева О.Б. Тимохин Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А07-8492/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|