Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу n А76-27649/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6880/2014 г. Челябинск
24 июля 2014 года Дело № А76-27649/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Тимохина О.Б. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2014 по делу № А76-27649/2013 (судья Костылев И.В.), 21.12.2013 открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее – заявитель, общество, ОАО «ЧЭМК») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписаний № 47/3/1-56 от 12.09.2013 (далее - предписание №1) и № 46/4/1-4 от 12.09.2013 (далее - предписание № 2), выданных Главным Управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Челябинской области (далее – Управление, административный орган). Управлением проведена внеплановая проверка деятельности общества по выполнению требований гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выданы предписания об устранении нарушений, которые являются незаконными по следующим причинам: - п.п.1-2 предписания № 1 и п.п.2-4 предписания № 2 требуют от общества обеспечить работников средствами индивидуальной защиты противогазами, патронами к противогазам, индивидуальными аптечками. У общества возникает обязанность накопления индивидуальных защитных средств в необходимых размерах в двойном размере с учетом требования содержащегося в двух предписаниях, неточность в формулировке требований может повлечь привлечение к административной ответственности, -по п.п. 4-56 предписание № 1 не может быть исполнено, т.к. перечисленные защитные сооружения не принадлежат заявителю. Ранее вынесенное распоряжение № 359-р от 17.04.2008, по которому обществу были переданы объекты гражданской обороны следует рассматривать как договор безвозмездного пользования, который расторгнут. Кроме того, по заключениям о техническом состоянии эти сооружения утратили защитные свойства, обеспечить их сохранность не представляется возможным (т.1 л.д.2-5, 92, 95). Управление возражает против заявленных требований, в ходе проверки были установлены нарушения правил гражданской обороны, на законных основаниях выданы предписания по их устранению, договор по содержанию объектов гражданской обороны не может быть расторгнут в одностороннем порядке и продолжает действовать (т.1 л.д.101-105, 107-111). К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом (далее - Территориальное управление), которое в отзыве возражает против заявленных требований, договор от 17.04.2008 в силу положений ст. 450 ГК РФ не может быть расторгнут в одностороннем порядке, и продолжает действовать (т.1 л.д.137-139). Решением суда первой инстанции от 29.04.2014 в удовлетворении требований отказано. По ранее проведенной проверке были вынесены предписания № 279/3/1-69 от 29.12.2012, оспоренные в Арбитражный суд Челябинской области, который решением по делу № А76-5591/2013 в удовлетворении требований отказал. В порядке контроля Управление проверило исполнение этих предписаний и, установив их неисполнение вынесло новые предписания, оспариваемые в настоящем деле. В части п.п.1-2 предписания № 1 и п.п.2-4 предписания № 2 об обеспечении работников предприятия средствами индивидуальной защиты требования Управления являются законными, соответствуют требованиям Закона № 28-фз, иным обязательным нормативам. В части 4-56 предписания № 1 неисполнение требований нормативов о гражданской обороне также не оспаривается. Общество является организацией, на балансе которой находятся объекты гражданской обороны и защитные сооружения, в силу этого на нее возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию по назначению этих объектов, расходы по содержанию относятся на себестоимость продукции. Довод о том, что общество в письме от 29.03.2013 отказалась от исполнения договора безвозмездного пользования имуществом не принимается судом. Установлен особый порядок использования объектов гражданской обороны, запрещена их приватизация. С правопреемником приватизированного предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении этих объектов и выполнении мероприятий гражданской обороны, что является «обременением» и обязательным условием приватизации (ст. 31 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178 от 21.12.2001), содержание обязанностей определено нормами закона. Учитывая, что данная обязанность была возложена на заявителя и не исполнена им надлежащим образом, требования предписаний законны (т.2 л.д.10-19). 06.06.2014 от заявителя поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения в части пунктов 4-56 предписания № 47/3/1-56. Оспариваемые пункты предписания обязывают заявителя провести ремонт защитных сооружений гражданской обороны. Суд подтвердил эти обязанности и невозможность отказа от исполнения договора по содержанию этих объектов. Неверно применены нормы материального права, не дана оценка возможности применения к отношениям, связанным с использованием объектов гражданской обороны норм гражданского законодательства. Согласно договора от 17.04.2008 объекты переданы на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, т.е. сложились отношения хранения и безвозмездного пользования имуществом. Защитные сооружения являются объектами недвижимости и не могут быть объектами договора хранения (ст. 130 ГК РФ), следовательно, имеет место договор безвозмездного пользования. Поскольку в договоре не определен срок пользования объектами, то он считается заключенным на неопределенный срок, что дает право стороне договора в одностороннем порядке отказаться от его исполнения (ст. 699, ч.3 ст. 889 ГК РФ). 29.03.2013 общество направило в Территориальное Управление письмо о расторжении договора, полученное государственным органом. Из переписки следует, что третье лицо приняло отказ и занимается поисками другого обязанного лица. Следовательно, довод о невозможности расторжения договора ввиду особенностей оборота защитных сооружений, запрета одностороннего отказа от исполнения договора не основаны на нормах права (т.2 л.д.26-28). Отзывы на апелляционную жалобу не представлены. Заявитель в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен. При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе. Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ОАО «ЧЭМК» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 25.12.1992 (т.1 л.д.11-33). 17.04.2008 Федеральным агентством по управлению Федеральным имуществом издано распоряжение № 359-р о заключении с ОАО «ЧЭМК» договора «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (т.1 л.д.75), заключен договор о принятии по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средств коллективной защиты, где заявитель обязан сохранять защитные сооружения гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности, указано о возможности в случае неисполнения обязанностей привлечения к административной ответственности (т.1 л.д. 76-83). 29.03.2013 обществом в адрес Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом и Главного Управления МЧС по Челябинской области направлено письмо об отказе от договора безвозмездного пользования имуществом гражданской обороны с 01.05.2013 (т.1 л.д.61), составлен перечень объектов (т.1 л.д.62). 24.06.2013 Управлением изданы распоряжения № 47/3 и № 46/4 о проведение внеплановой проверки юридического лица (т.1 л.д.113-114. 117-119). 12.09.2013 в присутствии представителей общества составлен акт проверки № 46/4 (т.1 л.д.121-129). 12.09.2013 обществу выдано предписание № 47/3/1-56 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, где перечислены необходимые действия и установлены сроки для их исполнения (т.1 л.д.34-45). В тот же день выдано предписание № 46/4/1-4 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (т.1 л.д.46-52). 19.09.2013 составлен протокол № 52/3 об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (т.1 л.д.53-60). Ранее общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение (т.1 л.д.140-149). По утверждению подателя жалобы – общества суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что действие договора пользования объектами гражданской обороны прекращено, обязанности по поддержанию сохранности этих объектов отсутствуют, в связи с чем, требования предписания незаконны. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований предписания. Выводы суда первой инстанции являются правильными и подтверждаются собранными доказательствами. В соответствии с разделом III Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление ВС РФ от 29.12.1991 № 3020-1) объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Пунктом 2 Положения № 359 о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 (далее – Положение № 359) предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими объектами относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение № 2 к Положению № 359). Согласно части 1 и пункту 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при отчуждении государственного имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено предусмотренными законом ограничениями. Таким ограничением может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению с приватизированным имуществом, – обязанность содержать объекты гражданской обороны. Таким образом, заключив договор приватизации, общество принимает на себя дополнительную обязанность по сохранению защитных объектов гражданской обороны, содержание которого определяется не только согласованными условиями, но и требованиями законодательства о гражданской обороне. Односторонний отказ от исполнения этой обязанности не допускается. 17.04.2008 Федеральным агентством по управлению Федеральным имуществом издано распоряжение № 359-р о заключении с ОАО «ЧЭМК» договора «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны» (т.1 л.д.75), заключен договор о принятии по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средств коллективной защиты, где заявитель обязан сохранять защитные сооружения гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности, указано о возможности в случае неисполнения обязанностей привлечения к административной ответственности. Вывод суда первой инстанции о недопустимости одностороннего расторжения договора и отказа от исполнения обязанностей по сохранению защитных сооружений является правильным. Сохранение действия договора подтверждено Территориальным управлением. Нарушения, указанные в 4-56 предписания № 47/3/1-56 установлены вступившим в силу судебным решением делу № А76-5591/2013, заявителем по существу не оспариваются. При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют. Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2014 по делу № А76-27649/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов Судьи О.Б. Тимохин И.А. Малышева Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу n А76-17361/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|