Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А47-4900/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-10936/2014 г. Челябинск
10 октября 2014 года Дело № А47-4900/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2014 по делу № А47-4900/2014 (судья Бочарова О.В.). Общество с ограниченной ответственностью «МПП-АВТО» (далее – ООО «МПП-АВТО», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108, общей площадью 2 090 кв.м., расположенного по ул. Джангильдина в г. Оренбурге, в размере его рыночной стоимости в сумме 5 026 000 руб., определённой по состоянию на 01.01.2012 (т. 1, л.д. 12-14). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрация города Оренбурга, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (определение от т. 1, л.д. 1-2). Решением от 06.08.2014 (резолютивная часть объявлена 24.07.2014) исковое заявление удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 в размере его рыночной стоимости в сумме 5 026 000 руб., определённой оценщиком по состоянию на 01.01.2012 (т. 2, л.д. 71-75). В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать (т. 2, л.д. 89-90). Приводит следующие доводы. Кадастровая стоимость спорного земельного участка в сумме 16 626 660 руб. 60 коп. установлена Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Непосредственный расчёт размера кадастровой стоимости осуществил независимый оценщик – общество с ограниченной ответственностью «НПП Гипрозем». Существующая кадастровая стоимость земельного участка (16 626 660 руб. 60 коп.) значительно превышает испрашиваемую истцом сумму (5 026 000 руб.), что свидетельствует о злоупотреблении Обществом своими правами. Кадастровая стоимость представляет собой необходимый элемент налогообложения и государственного управления земельными ресурсами, в целом выступая основой формирования бюджета муниципалитетов. Установленная судом первой инстанции стоимость является необоснованно заниженной, вследствие чего бюджет муниципального образования «город Оренбург» несёт убытки, связанные с неполучением средств в должном объёме. Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов настоящего дела следует, что 21.03.2011 на основании договора купли-продажи от 20.10.2010 № 1054 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) внесена запись о праве собственности общества «МПП-АВТО» (ИНН 5609036130; ОГРН 1025600891117) на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0109001:108 общей площадью 2 090 кв.м., расположенный по улице Джангильдина в городе Оренбурге (т. 1, л.д. 15). Кадастровая стоимость земельного участка установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п и составляет 16 626 660 руб. 60 коп. (т. 1, л.д. 128). 06.05.2014 по заданию ООО «МПП-АВТО» независимым оценщиком – ООО «Авантаж» подготовлен отчёт № 10-03/14 об оценке земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108. Согласно данному отчёту рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 5 026 000 руб. (т. 1, л.д. 17-67). Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, 20.05.2014 ООО «МПП-АВТО» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Удовлетворяя требование истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из его правомерности и обоснованности. Суд принял во внимание результаты проведённой судебной экспертизы и пришёл к выводу о наличии правовых оснований для применения указанного в отчёте от 06.05.2014 № 10-03/14 значения рыночной стоимости земельного участка. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим федеральным законом (часть 5 ст. 4 Закона № 221-ФЗ). В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка (пункты 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 в размере 16 626 660 руб. 60 коп. установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области». Согласно пункту 1 названного Постановления данным нормативным правовым актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года. Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент обращения ООО «МПП-АВТО» с рассматриваемым иском в суд первой инстанции (т.е. до 22.07.2014), предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определения от 01.03.2011 №№ 275-О-О, 278-О-О, 279-О-О, 281-О-О). ООО «МПП-АВТО» является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108. Внесённое в государственный кадастр недвижимости значение кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает сферу имущественных интересов истца, поскольку согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона № 135-ФЗ). Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254; далее – ФСО № 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона № 135-ФЗ). Истцом в материалы дела представлен отчёт ООО «Авантаж» от 06.05.2014 № 10-03/14 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 5 026 000 руб. (т. 1, л.д. 17-67). Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 АПК РФ). Согласно заключению эксперта ООО «Финансовый Адвокат» от 17.07.2014 № Э96-2014 отчёт об оценке от 06.05.2014 № 10-03/14 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в свою очередь, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 в размере 5 026 000 руб. является обоснованной (т. 2, л.д. 46-68). Оснований для критической оценки отчёта № 10-03/14 и заключения №Э96-2014 у суда апелляционной инстанции не имеется. Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства (ч. 1 ст. 41 АПК РФ). При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 87 АПК РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (ч. 2 ст. 87 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ). ФГБУ «ФКП Росреестра» (ответчик), Управление Росреестра, Министерство либо Администрация возражений относительно представленного истцом отчёта об оценке, а также результатов судебной экспертизы, не заявили, оценку на предмет соответствия документов законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не привели. Ходатайства о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы в арбитражный суд первой инстанции не поступили. В связи с этим, судебная коллегия полагает исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости правомерным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы о том, что с уменьшением значения кадастровой стоимости земельного участка уменьшается доходность бюджета муниципального образования, во внимание приняты быть не могут. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11). Муниципальное образование, в интересах которого действует Администрация г. Оренбурга, не является участником спорных правоотношений, поскольку собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 выступает общество «МПП-АВТО», не имеет полномочий по распоряжению данным недвижимым имуществом, по установлению его кадастровой стоимости либо по внесению изменений в государственный Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А07-6217/2014. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|