Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А47-4900/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10936/2014

г. Челябинск

 

10 октября 2014 года

Дело № А47-4900/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2014 по делу № А47-4900/2014 (судья Бочарова О.В.).

Общество с ограниченной ответственностью «МПП-АВТО» (далее – ООО «МПП-АВТО», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108, общей площадью 2 090 кв.м., расположенного по ул. Джангильдина в г. Оренбурге, в размере его рыночной стоимости в сумме 5 026 000 руб., определённой по состоянию на 01.01.2012 (т. 1, л.д. 12-14).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрация города Оренбурга, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (определение от т. 1, л.д. 1-2).

Решением от 06.08.2014 (резолютивная часть объявлена 24.07.2014) исковое заявление удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 в размере его рыночной стоимости в сумме 5 026 000 руб., определённой оценщиком по состоянию на 01.01.2012 (т. 2, л.д. 71-75).

В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать (т. 2, л.д. 89-90). Приводит следующие доводы. Кадастровая стоимость спорного земельного участка в сумме 16 626 660 руб. 60 коп. установлена Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Непосредственный расчёт размера кадастровой стоимости осуществил независимый оценщик – общество с ограниченной ответственностью «НПП Гипрозем». Существующая кадастровая стоимость земельного участка (16 626 660 руб. 60 коп.) значительно превышает испрашиваемую истцом сумму (5 026 000 руб.), что свидетельствует о злоупотреблении Обществом своими правами. Кадастровая стоимость представляет собой необходимый элемент налогообложения и государственного управления земельными ресурсами, в целом выступая основой формирования бюджета муниципалитетов. Установленная судом первой инстанции стоимость является необоснованно заниженной, вследствие чего бюджет муниципального образования «город Оренбург» несёт убытки, связанные с неполучением средств в должном объёме.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что 21.03.2011 на основании договора купли-продажи от 20.10.2010 № 1054 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) внесена запись о праве собственности общества «МПП-АВТО» (ИНН 5609036130; ОГРН 1025600891117) на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0109001:108 общей площадью 2 090 кв.м., расположенный по улице Джангильдина в городе Оренбурге (т. 1, л.д. 15).

Кадастровая стоимость земельного участка установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п и составляет 16 626 660 руб. 60 коп. (т. 1, л.д. 128).

06.05.2014 по заданию ООО «МПП-АВТО» независимым оценщиком – ООО «Авантаж» подготовлен отчёт № 10-03/14 об оценке земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108. Согласно данному отчёту рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 5 026 000 руб. (т. 1, л.д. 17-67).

Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, 20.05.2014 ООО «МПП-АВТО» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя требование истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из его правомерности и обоснованности. Суд принял во внимание результаты проведённой судебной экспертизы и пришёл к выводу о наличии правовых оснований для применения указанного в отчёте от 06.05.2014 № 10-03/14 значения рыночной стоимости земельного участка.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим федеральным законом (часть 5 ст. 4 Закона № 221-ФЗ).

В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка (пункты 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 в размере 16 626 660 руб. 60 коп. установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области». Согласно пункту 1 названного Постановления данным нормативным правовым актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года.

Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент обращения ООО «МПП-АВТО» с рассматриваемым иском в суд первой инстанции (т.е. до 22.07.2014), предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определения от 01.03.2011 №№ 275-О-О, 278-О-О, 279-О-О, 281-О-О).

ООО «МПП-АВТО» является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108.

Внесённое в государственный кадастр недвижимости значение кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает сферу имущественных интересов истца, поскольку согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254; далее – ФСО № 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона № 135-ФЗ).

Истцом в материалы дела представлен отчёт ООО «Авантаж» от 06.05.2014 № 10-03/14 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 5 026 000 руб. (т. 1, л.д. 17-67).

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 АПК РФ).

Согласно заключению эксперта ООО «Финансовый Адвокат» от 17.07.2014 № Э96-2014 отчёт об оценке от 06.05.2014 № 10-03/14 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в свою очередь, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 в размере 5 026 000 руб. является обоснованной (т. 2, л.д. 46-68).

Оснований для критической оценки отчёта № 10-03/14 и заключения №Э96-2014 у суда апелляционной инстанции не имеется.

Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства (ч. 1 ст. 41 АПК РФ). При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 87 АПК РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (ч. 2 ст. 87 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

ФГБУ «ФКП Росреестра» (ответчик), Управление Росреестра, Министерство либо Администрация возражений относительно представленного истцом отчёта об оценке, а также результатов судебной экспертизы, не заявили, оценку на предмет соответствия документов законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не привели. Ходатайства о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы в арбитражный суд первой инстанции не поступили.

В связи с этим, судебная коллегия полагает исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости правомерным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с уменьшением значения кадастровой стоимости земельного участка уменьшается доходность бюджета муниципального образования, во внимание приняты быть не могут.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11).

Муниципальное образование, в интересах которого действует Администрация г. Оренбурга, не является участником спорных правоотношений, поскольку собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0109001:108 выступает общество «МПП-АВТО», не имеет полномочий по распоряжению данным недвижимым имуществом, по установлению его кадастровой стоимости либо по внесению изменений в государственный

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А07-6217/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также