Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А35-3971/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

6 февраля 2014 года                                                                      Дело №А35-3971/2013

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 31 янвраля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 6 февраля 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Миронцевой Н.Д., 

                                                                                     Донцова П.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области: Каюн Т.Д., главный юрисконсульт юридического отдела по доверенности от 30.01.2014 выданной сроком   до 23.01.2017.

от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на решение  Арбитражного суда Курской области от 07.11.2013 по делу №А35-3971/2013 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 429692 руб. 92 коп. и об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) за 2010-2012 годы в сумме 429692 руб. 92 коп.,

УСТАНОВИЛ:

 

Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области (далее – заявитель, Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области (далее – Управление) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 429692 руб. 92 коп. и об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) за 2010-2012 годы в сумме 429692 руб. 92 коп.

Решением суда от 07.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области по отказу в возврате Центральному банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 429692 руб. 92 коп. признаны незаконными. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области возвратить Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области обязано возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) за 2010-2012 годы в сумме 429692 руб. 92 коп.

Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №284-О, постановление Конституционного Суда от 05.03.2013 №5-П. По мнению заявителя апелляционной жалобы, по гражданскому законодательству РФ отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организацию. Следовательно, собственник отходов является плательщиком расходов за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, Банк на основании договорных отношений, поручив вывоз ТБО организациям, с которыми были заключены соответствующие договоры, но, не передав права собственности ТБО, не перестал быть собственником, а, следовательно, именно он является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду.

В отзыве на апелляционную жалобу Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области ссылается на то, что законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".  

В судебное заседание управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.01.2014 по 31.01.2014.

Как видно из материалов дела, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области за период 2010 – 2012 годов в соответствии с ежеквартальными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду перечислило в бюджет платежи за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 429692 руб. 92 коп.

Письмом от 05.04.2013 исх. №16-2-30/2228 Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области с заявлением о принятии уточненных (нулевых) расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) за указанные периоды и о возврате платы в размере 429692 руб. 92 коп. как излишне уплаченной, ссылаясь на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2011 №ВАС-8162/11.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области письмом от 07.05.2013 №ГП-05/3534 сообщило заявителю о невозможности принятия представленных корректирующих расчетов за 2010-2012 годы в связи с неверным произведением расчета суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет, а также не подтверждением документально данных по передаче права собственности на размещаемые отходы.

Полагая действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 429692 руб. 92 коп. Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области (далее – Главное управление, Банк) обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заявителя отсутствовали основания для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 2011, 2012 года, в связи с чем, отказ Управления возвратить заявителю ошибочно уплаченные денежные средства за негативное воздействие на окружающую среду, выраженный в письме от 07.05.2013 №ГП-05/3534, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными,  обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания оспариваемых действий незаконными суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие действий закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16 Закона N 7-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Таким образом, из анализа приведенных норм вытекает обязанность физических и юридических лиц по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ, Закон об отходах).

В соответствии со статьей 23 названного закона с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Закона №89-ФЗ понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Закона N 89-ФЗ об отходах производства и потребления установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А35-331/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также