Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А36-536/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 октября  2015 года                                                           Дело № А36-536/2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября  2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября   2015 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Семенюта Е.А.,

судей                                                                                                Протасова А.И.,

                                                                                                      Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарями судебного заседания Сывороткиной Е.Е., Бутыриной  Е.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Елецкий Агрокомплекс»: Дорофеев Е.В., представитель по доверенности № 48АА 0719460 от 16.10.2014;

от Администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тогушевой Светланы Николаевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Уваркина Геннадия Дмитриевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства  Тогушевой Светланы Николаевны, Администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2015 по делу №А36-536/2015 (судья Наземникова Н.П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Елецкий Агрокомплекс» к Администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, при участии третьих лиц: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Уваркина Геннадия Дмитриевича,  главы крестьянского (фермерского) хозяйства  Тогушевой Светланы Николаевны о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в аренду,

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Елецкий Агрокомплекс» (далее – ООО «Елецкий Агрокомплекс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду ООО «Елецкий Агрокомплекс» земельного  участка с кадастровым номером 48:07:1520401:458, категория земель – сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 3 420 000 кв. м., расположенного по адресу: Россия, Липецкая область, Елецкий район, с/п Воронецкий сельсовет, территория бывшего СХПК «Воронец», об обязании Администрации заключить с ООО «Елецкий Агрокомплекс» договор аренды  испрашиваемого земельного участка.

Определением арбитражного суда от 06.04.2015  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: глава КФХ Уваркин Геннадий Дмитриевич, глава КФХ Тогушева Светлана Николаевна.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2015, принятым по данному делу, заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое бездействие Администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области признано незаконным.

Администрация обязана направить обществу с ограниченной ответственностью «Елецкий Агрокомплекс» проект договора  аренды земельного участка с кадастровым номером 48:07:1520401:458, категория земель – сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 3 420 000 кв. м., расположенного по адресу: Россия, Липецкая область, Елецкий район, с/п Воронецкий сельсовет, территория бывшего СХПК «Воронец» в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.

Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация, глава КВХ Тогушева Светлана Николаевна обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции Администрация указывает, что до обращения ООО «Елецкий Агрокомплекс» с аналогичными заявлениями обратились глава КФХ Тогушева С.Н., глава КФХ Уваркин Г.Д. Земельным кодексом РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, предписывающий руководствоваться Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Нормы Земельного Кодекса Российской Федерации являются специальными и имеют приоритет перед иными нормами действующего законодательства.

Более того, в случае, если подано два и более заявлений о предоставлении земельного участка,  то его предоставление осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», т.е. на торгах. Судом не дана оценка факта конкурирующих заявок.

ООО «Елецкий Агрокомплекс» использовало испрашиваемый земельный участок без правовых на то оснований. Договор аренды земельных участков № 5 от 02.04.2014  является ничтожным.

Считает решение суд области незаконным и необоснованным.

В обоснование своей позиции глава КФХ Тогушева С.Н. указывает, что в договоре аренды № 5 от 26.06.2013, на который Общество ссылается как на основание своих требований, отсутствуют сведения, позволяющие определенно установить арендуемый участок, данный земельный участок не прошел кадастровый учет, последний находится в настоящее время в общей долевой собственности. Участники долевой собственности согласия на передачу в аренду указанного земельного участка не давали.

Считает решение суда области незаконным и необоснованным.

Глава КФХ Уваркин Геннадий Дмитриевич в представленном отзыве против удовлетворения жалобы главы КФХ  Тогушевой С.Н. возражает, считает законным принятый судебный акт.

ООО «Елецкий Агрокомплекс» в представленном отзыве против удовлетворения апелляционных жалоб возражает, настаивает на законности обжалуемого решения. Указывает, что договор аренды от 26.06.2013 в судебном порядке ничтожным признан не был. По указанному договору Администрацией принимались соответствующие платежи.

Считает решение суд области законным и обоснованным. Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.10.2015 по 08.10.2015.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, оценив в совокупности все доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 10.10.2014 ООО «Елецкий Агрокомплекс» обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:07:1520401:458, категория земель – сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 3 420 000 кв. м., расположенного по адресу: Россия, Липецкая область, Елецкий район, с/п Воронецкий сельсовет, территория бывшего СХПК «Воронец», находящегося в муниципальной собственности Воронецкого сельсовета Елецкого муниципального района Липецкой области.

 В ответ Администрация письмом от 22.10.2014 за №340 сообщила о необходимости проведения торгов, по причине наличия иных заявлений, касающихся спорного земельного участка.

ООО «Елецкий Агрокомплекс» повторно обратилось к Администрации с заявлением от 07.11.2014 №825 о предоставлении указанного земельного участка в аренду, ссылаясь на п.5.1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Администрация письмом от 26.11.2014 за №388 отказала заявителю в заключении договора аренды на спорный земельный участок, ссылаясь на наличие спора в арбитражном суде с главой КФХ Тогушевой С.Н.

Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствует нормам действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными решения, действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ  "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон № 101-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В силу п.8 ст.12.1 Закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам (п. 4 ст. 12 Закона № 101-ФЗ).

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А14-7375/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также