Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу n А38-2929/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 23 декабря 2009 года Дело № А38-2929/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 23.12.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полховской Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.10.2009 по делу № А38-2929/2009, принятое судьей Камаевой А.В. по заявлению открытого акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, при участии: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл – Коморина А.Л. по доверенности от 30.04.2009 № 16; от открытого акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» - Кокорина А.А. по доверенности от 19.10.2009 № ДВ-069-19-70/1, и установил: открытое акционерное общество «Марийский машиностроительный завод» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 96 077 кв.м с кадастровым номером 12:04:0210101:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок городского типа Медведево, ул. Чехова, в 712 м от дома № 25 по направлению на северо-запад, а также в неоформлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и ненаправлении его Обществу. Решением от 07.10.2009 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Общества, признав оспариваемое бездействие не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права Общества на приобретение земельного участка в собственность. Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Управление указало, что на момент подачи Обществом заявки на приватизацию земельного участка Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не был утвержден порядок продажи земельных участков, в связи с чем оно не имело полномочий на принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09.12.2009 объявлялся перерыв до 08 час. 45 мин. 16.12.2009. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.10.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. Как усматривается из материалов дела, на основании свидетельства от 09.08.1994 № 424 Общество имеет в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 96 077 кв.м, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок городского типа Медведево, ул. Чехова, в 712 м от дома № 25 по направлению на северо-запад и используемый для эксплуатации производственно-технического комплекса. Право собственности Общества на объект недвижимого имущества - производственно-технический комплекс - «Промплощадка Б» (испытательный полигон с трассой-полигоном), литеры 1-9, общей площадью 2223,9 кв.м, расположенный на указанном земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2003 серии 12 АА № 0100693. 27.05.2009 Общество обратилось в Управление с заявкой на приватизацию земельного участка площадью 96077 кв.м с кадастровым номером 12:04:0210101:1, находящегося в собственности Российской Федерации. Не получив ответа на заявку, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса). На основании статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пунктам 4.1, 4.6. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Следовательно, обращение Общества с заявкой на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка к Управлению как уполномоченному органу является правомерным. В свою очередь, Управление обязано рассмотреть заявку Общества в установленный пунктом 6 статьи 36 Кодекса срок. В нарушение названной нормы положительное решение о приватизации с направлением заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка не принято, мотивированный ответ об отказе в его приватизации уполномоченным органом в установленный законом срок также не дан. При этих условиях суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Управления имело место бездействие, которое не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому правомерно удовлетворил его требование в этой части. Между тем арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим изменению в части определенного способа восстановления нарушенного права Общества. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду является обязательным. Судом апелляционной инстанции установлено, что ранее (16.12.2008) Общество уже обращалось в Управление с аналогичной заявкой на приватизацию спорного земельного участка с приложением пакета документов, который не был рассмотрен Управлением, а 14.05.2009 - направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для согласования. Письмом от 14.08.2009 № 10/951, представленным в материалы дела, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило, что материалы по приватизации земельного участка направлены заявителю на доработку. В судебном заседании представитель Управления пояснил, что документы Общества, представленные с повторной заявкой от 27.05.2009, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не направлялись, самим Управлением не исследовались, мотивированное решение об отказе Обществу в предоставлении земельного участка им не принималось. Таким образом, в рассматриваемом случае на Управление не может быть возложена обязанность принять решение о предоставлении Обществу земельного участка на праве собственности, подготовить проект договора купли продажи и направить его Обществу с предложением о его заключении. Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применительно к предмету спора во взаимосвязи с установленными обстоятельствами суд вправе самостоятельно определить способ восстановления нарушенного права заявителя, независимо от указанного Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу n А43-5237/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|