Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2010 по делу n А43-35797/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

                                                           

05 апреля 2010 года                                                        Дело № А43-35797/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.04.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2009

по делу № А43-35797/2009,

принятое судьей Ивановым А.В.

по заявлению индивидуального предпринимателя Франкова Эдуарда Александровича

о признании недействительным предписания Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.06.2009 № 17-03/2НН в части указания индивидуальному предпринимателю Франкову Эдуарду Александровичу на необходимость подготовки документов на получение лицензии на погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте,

при участии:

от Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Таноновой А.В. по доверенности от 26.03.2010 № 3, Гусева А.Е. по доверенности от 26.03.2010 № 4;

от индивидуального предпринимателя Франкова Эдуарда Александровича -  Франкова Э.А. лично, Вихаревой Н.Л. по доверенности от 18.10.2007                         № 52-01/186854,

и установил:

индивидуальный предприниматель Франков Эдуард Александрович  (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 30.06.2009 № 17-03/2НН в части указания Предпринимателю на необходимость подготовки документов на получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Решением от 03.12.2009 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Со ссылкой на Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное постановлением Правительства от 15.03.2006          № 134, Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Управление считает, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемая Предпринимателем, подлежит лицензированию, при этом получение лицензии не поставлено в зависимость от того, является ли данный вид деятельности основным.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, выданные Предпринимателю лицензии разрешают эксплуатацию объектов, не имеющих отношения к железнодорожным путям, являющимися источником опасности.

Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Предприниматель и его представитель в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без изменения, решение суда – без удовлетворения. 

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 29.06.2009 по 30.06.2009 Управлением проведена проверка соблюдения Предпринимателем требований нормативных актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, в том числе на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающего к станции Починки Горьковской железной дороги, арендуемого Предпринимателем у открытого акционерного общества «Компания транспортные услуги».

В ходе проверки установлено, что Предприниматель осуществляет выгрузку (слив из железнодорожных вагонов-цистерн) опасных грузов 3 класса опасности (дизельное и печное топливо) при отсутствии лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от                     29-30.06.2009 № 17-03/2НН и вынесено предписание от 30.06.2009                           № 17-03/2НН, которым Предпринимателю предписано в том числе в срок до 01.08.2009 подготовить документы на получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Предприниматель не согласился с предписанием в указанной части и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ) лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В статье 17 данного Федерального закона определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности подпункт 70 пункта 1 указанной статьи относит погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134.

Пунктом 4 названного Положения к лицензиату предъявляются требования в том числе обеспечить соблюдение: правил перевозок грузов железнодорожным транспортом в части осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; правил перевозок грузов, установленных международными договорами Российской Федерации или утвержденных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в части осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами.

В соответствии со  статьями 21, 23 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003                         № 18-ФЗ) погрузка грузов в вагоны (включая вагоны-цистерны) осуществляется грузоотправителем. Выгрузка грузов из вагонов обеспечивается грузополучателями. При этом грузоотправители должны обеспечить соблюдение установленных технических норм погрузки, технических условий размещения и крепления грузов в вагонах. Вместе с тем перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, либо грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Проанализировав  вышеназванные нормы, суд первой инстанции правомерно указал, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности распространяется на тех хозяйствующих субъектов, для которых такая деятельность является основной.

Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд установил, что деятельность по эксплуатации нефтебазы осуществляется Предпринимателем на объектах, включающих площадку нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов и участок транспортирования опасных веществ (включающий подъездной железнодорожный путь), зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в Государственном реестре опасных производственных объектов, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (свидетельство от 27.03.2009 № А40-16301 со сроком действия до 09.06.2010).

Нефтебаза эксплуатируется Предпринимателем на основании лицензий от 03.11.2005 № ЭВ-40-000833 (X) со сроком действия до 03.11.2010 на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, и от 07.12.2006 № 3/03941 со сроком действия до 07.12.2011 на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В процессе эксплуатации нефтебазы Предприниматель осуществляет деятельность по сливу нефтепродуктов (дизельного и печного топлива) из вагонов-цистерн в принадлежащие ему бункера нефтебазы. Погрузка (залив) нефтепродуктов из бункеров в вагоны-цистерны на территории нефтебазы не осуществляется. Дальнейшие поставки нефтепродуктов потребителям осуществляются автомобильным транспортом. При этом слив поступивших на нефтебазу нефтепродуктов является для Предпринимателя частью (элементом) производственно-технологического процесса, то есть составной частью осуществляемой им деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы Управлением не опровергнуты.

На этом основании суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Предпринимателя отсутствует необходимость в получении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Поскольку предписание Управления в оспариваемой части противоречит действующим правовым нормам и нарушает права и законные интересы Предпринимателя, поскольку возлагает на него незаконную обязанность по получению указанной лицензии, суд правомерно признал его в этой части недействительным.

Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм материального права, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный  суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области 03.12.2009 по делу № А43-35797/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Смирнова

 

Судьи

В.Н. Урлеков

Е.А. Рубис

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2010 по делу n А43-16106/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также