Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2010 по делу n А79-12574/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир
12 апреля 2010 года Дело № А79-12574/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2010. Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2010. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Внешний ресурс» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2010 по делу № А79-12574/2009, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Внешний ресурс» о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Внешний ресурс» -Денисюка М.Е., генерального директора, на основании решения от 22.04.2008; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чагиной Г.В. по доверенности от 11.01.2010 № 06-04/01, и установил: общество с ограниченной ответственностью «Внешний ресурс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее – Управление, антимонопольный орган), выразившееся в нерассмотрении его жалобы от 19.08.2009 № ВР/09-112, и об обязании Управления рассмотреть указанную жалобу Общества. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Министерство). Решением от 26.01.2010 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Обществу в удовлетворении требования. Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт. Общество считает ошибочными выводы суда о том, что на него не распространяются положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в связи с неподачей им заявки на участие в аукционе, так как указанный Федеральный закон не связывает возникновение статуса участника размещения заказа исключительно с фактом подачи заявки. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней. Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда – оставить без изменения. Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство, выступая государственным заказчиком, разместило на сайте httr://zakurki.cap.ru извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку в 2009 году компьютерного и интерактивного оборудования для общеобразовательных учреждений на территории Чувашской Республики в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования. Не согласившись с положениями документации об аукционе, как препятствующими ему в подаче заявки на участие в аукционе, Общество обратилось в Управление с жалобой от 03.08.2009 № ВР/0-9111 на действия заказчика аукциона. Решением от 10.08.2009 по делу № 63-К-2009 Управление рассмотрело жалобу Общества по существу и признало ее необоснованной. 19.08.2009 Общество повторно обратилось в Управление с жалобой № ВР/0-9112, указав доводы, которые не были предметом рассмотрения предыдущей жалобы. Письмом от 21.08.2009 № 06-16/3044 Управление сообщило Обществу о невозможности рассмотрения его жалобы, поскольку согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.08.2009 № 15-1/А Общество заявку на участие в аукционе не подавало, в связи с чем оно не может быть признано участником размещения заказа, получение статуса которого дает право на обжалование. Посчитав отказ антимонопольного органа в рассмотрении жалобы Общества от 19.08.2009 № ВР/09-112 фактическим бездействием, не соответствующим положениям Федерального закона № 94-ФЗ и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ). Правовой статус участников размещения заказов установлен в статье 8 данного Федерального закона. Согласно части 1 указанной нормы участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Соответственно, лицо становится участником размещения заказов с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание заключить государственный или муниципальный контракт. В зависимости от способа размещения заказа это может быть подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки. Вместе с тем из содержания изложенной нормы не следует, что участник размещения заказов - это лицо, подавшее заявку на участие в торгах. Закон прямо не связывает возникновение статуса участника размещения заказа с подачей заявки на участие в торгах (конкурсе, аукционе), котировочной заявки. Следовательно, участником размещения заказа может быть признано любое лицо, то есть потенциальные поставщики товаров, подрядчики работ и исполнители услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которыми в том числе не направлялись заявки на участие в торгах (конкурсе, аукционе), котировочная заявка. В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, действия (бездействие), в частности, заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, за исключением случаев, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке. Таким образом, правило, содержащееся в пункте 2 названной статьи, о том, что обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе (аукционе) либо котировочную заявку, распространяется лишь на случай, когда обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, аукционе либо после начала рассмотрения и оценки котировочных заявок. В силу вышеизложенного необходимо определить момент, когда Общество имеет право обжалования действий заказчика и когда у него отсутствует такое право, то есть момент обращения в антимонопольный орган (до или после процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе). При таких обстоятельствах субъектный состав лиц, имеющих право обжаловать действия (бездействие), в частности, заказчика, ограничен началом осуществления процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе. В рассматриваемом случае вскрытие конвертов с заявками на участие в аукционе и рассмотрение поданных заявок участников аукционной комиссией Министерства состоялось 13.08.2009. Общество же обратилось в антимонопольный орган с соответствующей жалобой на действия государственного заказчика только 19.08.2009, то есть после начала проведения им названной процедуры. При этих условиях общий вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции об отсутствии у Общества в данном конкретном случае права на обжалование действий государственного заказчика является правильным. На основании изложенного нерассмотрение антимонопольным органом жалобы Общества от 19.08.2009 № ВР/09-112 не противоречит положениям Федерального закона № 94-ФЗ и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования. Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, также не установлено. Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2010 по делу № А79-12574/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Внешний ресурс» - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия. Председательствующий И.А. Смирнова
Судьи В.Н. Урлеков Е.А. Рубис Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2010 по делу n А39-6616/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|