Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2014 по делу n А43-5838/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел. (4922) 44-76-65, факс 44-73-10 _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 20 октября 2014 года Дело № А43-5838/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновой О.А., судей Большаковой О.А., Вечканова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Долгих Ю.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» город Москва в лице филиала «Горьковская железная дорога» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2014 по делу №А43-5838/2014, принятое судьей Алмаевой Е.Н. по иску открытого акционерного общества «ОМК-Сталь» город Москва (ОГРН 1097746417471, ИНН 7705893229) к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице филиала «Горьковская железная дорога» г. Нижний Новгород о взыскании 2 326 436 руб. 36 коп., при участии: от истца – представитель не явился, извещен надлежащим образом; от ответчика – Шечковой е.Ю. по доверенности от 06.10.2013 (сроком действия до 23.09.2015), установил: общество с ограниченной ответственностью «ОМК-Сталь» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Горьковская железная дорога о взыскании 2 326 436 руб. 36 коп. пени за просрочку доставки вагонов, а также 34 632 руб. 18 коп. расходов по оплате государственной пошлины. Решением от 01.08.2014 Арбитражный суд Нижегородской области, заявленные исковые требования удовлетворил. С ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога» в пользу открытого акционерного общества ««ОМК-Сталь» город Москва взыскано 2 326 436 руб. пени, а также 34 632 руб. 18 коп. расходов по государственной госпошлины Не согласившись с принятым по делу решением, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. ОАО «РЖД» не согласно с доводами, изложенными в решении, в части отсутствия оснований для снижения размера неустойки. Указал, что отсутствие негативных последствий просрочки доставки грузов стало одним из оснований для заявления о факте значительного превышения суммы возможных убытков, вызванных нарушение обязательств. Железная дорога полагает правомерным и справедливым уменьшение размера неустойки, не нарушая тем самым принцип возмездности правоотношений в сфере гражданского оборота. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам. Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта. Как следует из материалов дела и установлено судом, что в период с 01.07.2013 по 01.08.2013 ответчиком допущена просрочка доставки грузов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными. В связи с указанным, истцом была начислена неустойка в размере 2 326 436 руб. 36 коп. и в адрес ответчика была направлена претензия от 07.08.2013 № 01-18/606 с требованием оплатить названную сумму. Из материалов дела усматривается, что претензию ответчик в сумме 2 177 632 руб. 71 коп. признал, о чем свидетельствует извещение от 12.10.2013 № 437, но не оплатил. В сумме 148 803 руб. 65 коп. претензию отклонил на основании пунктов 5.9, 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковыми требованиями в суд. По правилам части 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки. В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки перевозки установлены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2006 № 27. Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени грузополучателю в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки его доставки. Согласно пункту 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, а в графе накладной «Отметки железной дороги» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка установленной формы, которая удостоверяется подписью начальника железнодорожной станции или уполномоченного им лица и календарным штемпелем железнодорожной станции. В соответствии с пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, акт должен подписываться уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. Кроме того, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Применительно к указанным правилам, факт обоснованной задержки спорных вагонов на промежуточных станциях дороги ввиду неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (занят фронт погрузки, выгрузки), в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден ответчиком (акты общей формы при выдаче груза истцу не выдавались, уведомления о задержке вагонов истцу не направлялись). Возражая против взыскания пени ответчик также указал на техническую неисправность вагонов по отправкам №№ ЭЭ748076, ЭЭ768356, в подтверждение которого представил акты общей формы №№ 3/12420, 3/14133. В соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны, контейнеры, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов. Обнаружение технической неисправности вагонов в пути следования, а соответственно, обоснованность их задержки для ремонта не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал, что техническая неисправность вагонов, перевозка которых осуществлялась по накладным №№ ЭЭ748076, ЭЭ768356, возникла по не зависящим от перевозчика причинам. Материалами настоящего дела установлено, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога» ненадлежащим образом исполнило свои обязательства, допустив просрочку доставки порожних вагонов. Размер пени в сумме 2 326 436 руб. 36 коп. определен истцом в соответствии с требованиями закона и представленными в дело доказательствами. При таких обстоятельствах, требование о взыскании пени в размере 2 326 436 руб. 36 коп. предъявлены ко взысканию истцом законно и обоснованно. Довод заявителя о том, что у суда имелись основания для снижения размера неустойки, проверен и отклонен как несостоятельный. По правилам пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 N 6/8 подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиями нарушения обязательства. Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Ответчик должен обосновать явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе, основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов). При этом не могут служить основанием для снижения неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения; о неисполнении обязательств контрагентами; о наличии задолженности перед другими кредиторами; о наложении ареста на денежные средства или иное имущество ответчика; о не поступлении денежных средств из бюджета; о добровольном погашении долга полностью или в части на день рассмотрения спора; о выполнении ответчиком социально значимых функций; о наличии у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, процентов по договору займа); о невозможности начисления процентов на сумму долга после расторжения договора и другие аналогичные по характеру доводы. При рассмотрении вопроса о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд исходит из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по договорам кредита), так как никто не вправе извлекать Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2014 по делу n А39-5787/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|