Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А43-18195/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                   

18 декабря 2014 года                                                     Дело № А43-18195/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2014.

В полном объеме постановление изготовлено  18.12.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуськовой Д.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2014 по делу № А43-18195/2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (ОГРН 1025203046604, ИНН 5260038196, г. Нижний Новгород), о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу №05-239/2014 от 10.07.2014.

В судебном заседании приняли участие представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – Хлынина Ю.А. по доверенности от 02.09.2014 №41, федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» – Языков М.В. – исполняющий  обязанности директора на основании приказа от 09.12.2013 №990-лс.

Исследовав материалы  дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании приказа начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент, административный орган, заявитель) от 20.05.2014 №0545 должностными лицами Департамента в период с 02.06.2014 по 27.06.2014 была проведена плановая выездная проверка соблюдения федеральным государственным бюджетным учреждением «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (далее – Учреждение, заповедник) требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой установлено нарушение Учреждением требований частей 2, 3 статьи 14, части 1 статьи 19, статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ), а именно отсутствие разработанных и согласованных с уполномоченными органами проекта нормативов образования и лимитов на их размещение, порядка производственного контроля в области обращения с отходами, а также назначенных лиц, ответственных за обращение с отходами 1-4 классов опасности.

По результатам проверки составлен акт от 27.06.2014 №094-п.

Усмотрев в действиях (бездействии) заповедника наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Департамента составило протокол об административном правонарушении №05-239/2014.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 10.07.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №05-239/2014, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Учреждение, посчитав данное постановление незаконным и подлежащим отмене,  обратилось в  арбитражный  суд  с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.10.2014 удовлетворил заявленные  требования.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент не доказал наличие в действиях заповедника  объективной стороны вменяемого административного правонарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Департамент отмечает, что деятельность Учреждения связана  с образованием отходов производства и  потребления 1-4 класса опасности.

По мнению  заявителя, заповедник  осуществляет накопление  отходов, что свидетельствует об  обращении с ними  в понятии, определенном  Федеральным законом №89-ФЗ.

         Административный орган  указывает, что отсутствие  разработанного и  согласованного  с уполномоченными органами проекта  нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка  производственного контроля  в области обращения  с отходами,   лиц, ответственных за  обращение с отходами 1-4 класса опасности, образует  событие  вменяемого  административного  правонарушения. Следовательно,  в действиях Учреждения имеется объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию административного органа.

Заповедник, представив  отзыв   на  апелляционную жалобу,  считает  ее  не  подлежащей  удовлетворению, решение  суда  первой  инстанции – законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель заповедника поддержал доводы, изложенные  в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения,  с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

  Согласно статье 1 Федерального закона №89-ФЗ обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Следовательно, деятельность по накоплению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона №52-ФЗ  юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

На основании части 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ  отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Факт  образования  в производственной деятельности   отходов производства и  потребления 1-4  классов учреждением не оспаривается.

Суд первой  инстанции обоснованно  исходил из того, что само по себе наличие паспортов отходов и отчета об инвентаризации не подтверждает того, что заповедник осуществляет  деятельность по обращению с отходами.

  Из оспариваемого постановления Управления не следует, что учреждение занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона  № 89-ФЗ. В  качестве   объективной  стороны  вменяемого   административного правонарушения заявителем  указано на  то, что в  результате  деятельности  заповедника образуются  отходы,   а  следовательно,  оно  осуществляет  деятельность про  обращению с отходами.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 18 Федерального закона №89 в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Согласно статье 11 Федерального закона №89 юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Вместе с тем из протокола  и  постановления  по делу  об  административном  правонарушении не следует, что заповедник эксплуатирует объекты, связанные с обращением отходов.

Поскольку материалами дела не доказано, что деятельность заповедника связана с обращением с отходами, в смысле, придаваемом ему Федеральным законом №89-ФЗ, Первый арбитражный апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение требований части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не представлено доказательств совершения Учреждением противоправных действий (бездействия), которые образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требование Учреждения, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление Департамента.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Апелляционная жалоба административного  органа удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2014 по делу № А43-18195/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере                              природопользования по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия только по                  основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного                           процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                М.Б. Белышкова

Судьи                                                                       Т.В. Москвичева

                                                                                

                                                                                  В.Н. Урлеков

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А79-2385/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также