Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А43-18195/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Владимир 18 декабря 2014 года Дело № А43-18195/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2014. В полном объеме постановление изготовлено 18.12.2014. Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуськовой Д.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2014 по делу № А43-18195/2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (ОГРН 1025203046604, ИНН 5260038196, г. Нижний Новгород), о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу №05-239/2014 от 10.07.2014. В судебном заседании приняли участие представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – Хлынина Ю.А. по доверенности от 02.09.2014 №41, федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» – Языков М.В. – исполняющий обязанности директора на основании приказа от 09.12.2013 №990-лс. Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. На основании приказа начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент, административный орган, заявитель) от 20.05.2014 №0545 должностными лицами Департамента в период с 02.06.2014 по 27.06.2014 была проведена плановая выездная проверка соблюдения федеральным государственным бюджетным учреждением «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (далее – Учреждение, заповедник) требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой установлено нарушение Учреждением требований частей 2, 3 статьи 14, части 1 статьи 19, статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ), а именно отсутствие разработанных и согласованных с уполномоченными органами проекта нормативов образования и лимитов на их размещение, порядка производственного контроля в области обращения с отходами, а также назначенных лиц, ответственных за обращение с отходами 1-4 классов опасности. По результатам проверки составлен акт от 27.06.2014 №094-п. Усмотрев в действиях (бездействии) заповедника наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Департамента составило протокол об административном правонарушении №05-239/2014. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 10.07.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №05-239/2014, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Учреждение, посчитав данное постановление незаконным и подлежащим отмене, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.10.2014 удовлетворил заявленные требования. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент не доказал наличие в действиях заповедника объективной стороны вменяемого административного правонарушения. Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Департамент отмечает, что деятельность Учреждения связана с образованием отходов производства и потребления 1-4 класса опасности. По мнению заявителя, заповедник осуществляет накопление отходов, что свидетельствует об обращении с ними в понятии, определенном Федеральным законом №89-ФЗ. Административный орган указывает, что отсутствие разработанного и согласованного с уполномоченными органами проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка производственного контроля в области обращения с отходами, лиц, ответственных за обращение с отходами 1-4 класса опасности, образует событие вменяемого административного правонарушения. Следовательно, в действиях Учреждения имеется объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения. В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию административного органа. Заповедник, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции – законным и обоснованным. В судебном заседании представитель заповедника поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, с учетом следующего. Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса). Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно статье 1 Федерального закона №89-ФЗ обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Следовательно, деятельность по накоплению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. В соответствии со статьей 11 Федерального закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. На основании части 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Факт образования в производственной деятельности отходов производства и потребления 1-4 классов учреждением не оспаривается. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что само по себе наличие паспортов отходов и отчета об инвентаризации не подтверждает того, что заповедник осуществляет деятельность по обращению с отходами. Из оспариваемого постановления Управления не следует, что учреждение занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона № 89-ФЗ. В качестве объективной стороны вменяемого административного правонарушения заявителем указано на то, что в результате деятельности заповедника образуются отходы, а следовательно, оно осуществляет деятельность про обращению с отходами. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 18 Федерального закона №89 в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Согласно статье 11 Федерального закона №89 юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Вместе с тем из протокола и постановления по делу об административном правонарушении не следует, что заповедник эксплуатирует объекты, связанные с обращением отходов. Поскольку материалами дела не доказано, что деятельность заповедника связана с обращением с отходами, в смысле, придаваемом ему Федеральным законом №89-ФЗ, Первый арбитражный апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение требований части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не представлено доказательств совершения Учреждением противоправных действий (бездействия), которые образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требование Учреждения, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление Департамента. Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено. Апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит. В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2014 по делу № А43-18195/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий судья М.Б. Белышкова Судьи Т.В. Москвичева
В.Н. Урлеков Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу n А79-2385/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|