Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2010 по делу n А09-4486/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 06 сентября 2010 года Дело № А09-4486/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2010 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сентюриной И.Г., судей Рыжовой Е.В., Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмалий Т.М., рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога на решение Арбитражного суда Брянской области от 27 мая 2010 года по делу №А09-4486/2009 (судья Дюбо Ю.И.), принятое по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога, г. Москва к обществу с ограниченной ответственностью «ДААК-Трейд», г. Брянск, третье лицо: открытое акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер»», г. Москва, о взыскании 226 460 руб.,
при участии: от истца: Вознюк Л.М. – представителя по доверенности №НЮ-3-15/496 от 12.08.2009, Меркуловой О.Н. – представителя по доверенности №НЮ-3-15-/197 от 22.06.2010 от ответчика: Ампилогова И.В. – представителя по доверенности №040 от 25.11.2009, от третьего лицо: Курева А.Н. – представителя по доверенности №НКП2/28ГК от 11.03.2010, установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Московской железной дороги (далее - ОАО «РЖД»), г. Москва, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ДААК-ТРЕЙД» (далее - ООО «ДААК-Трейд»), г. Брянск, о взыскании штрафа в сумме 226 460 руб. Определением Арбитражного суда Брянской области от 17.08.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер», г.Москва (далее - ОАО «ТрансКонтейнер»). Определением Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2009 исковое заявление ОАО «РЖД» оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с ответчиком, предусмотренный договором. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 года по делу №А09-4486/2009 определение Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2009 отменено, дело направлено для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Брянской области. Решением Арбитражного суда Брянской области от 27 мая 2010 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 45292 руб., с общества с ограниченной ответственностью «ДААК-ТРЕЙД»», г.Брянск, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога, г.Москва, взыскано 45292 руб. штрафа, а также 6029 руб. 20 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «РЖД» обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение суда является незаконным и необоснованным и подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 181 168 руб. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ДААК-ТРЕЙД» просит суд апелляционной инстанции, уменьшить размер штрафа, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ. С доводами ОАО «РЖД», изложенными в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующих обстоятельств. Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил: между ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (экспедитор) и ООО «ДААК-ТРЕЙД» (клиент) был заключен договор транспортной экспедиции № НКП МСК-148701/1342 от 25.03.2008 (т.1, л.д.38-43), по условиям которого экспедитор обязался за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение указанных в заказе клиента услуг по перевозке груза железнодорожным, водным или автомобильным транспортом по территории Российской Федерации. Выполняя условия договора транспортной экспедиции от 25.03.2008 № НКП МСК-148701/1342, ООО «ДААК-ТРЕЙД» (грузоотправитель) по транспортной железнодорожной накладной № ЭХ 388378 (т.1, л.д.10-13) передало груз к железнодорожной перевозке по маршруту станция Брянск-Льговский Московской железной дороги - станция Абакан Красноярской железной дороги. Из содержания железнодорожной накладной № ЭХ 388378 следует, что к отправке был предъявлен груз «халва» массой 19 000 кг. В графе «Наименование груза» имеется указание, что контейнер и вагон не принадлежит перевозчику и являются собственностью ОАО «ТрансКонтейнер». При проверке груза на станции Абакан Красноярской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭХ 388378, поскольку в действительности перевозимым грузом явился «горошек зеленый консервированный» и «компот из абрикосов», о чем составлен коммерческий акт № КРС0800452/30 от 19.11.2008 (т.1, л.д.7-9). Ссылаясь на искажение обществом наименования перевозимого груза в железнодорожной накладной, что привело к снижению стоимости перевозки, истец, руководствуясь положениями ст.ст. 27, 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 26, 27, 98 Федерального закона от 10.01.2003 г. №18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – «УЖТ РФ») пришел к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа за искажение сведений о массе груза. При этом суд, применив положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) уменьшил размер штрафа с 226460 руб. до 45 292 руб. В силу ст. 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную. В силу п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила от 18.06.2003 N 39), в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код. Пунктом 2.2.1 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5 (далее - Прейскурант №10-01), установлена дифференциация тарифов на перевозку грузов по условиям тарификации грузов на три тарифных класса: первый, второй, третий. Наименование груза и его код, оказывающие влияние на уровень тарифа, при перевозке грузов указываются грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием «не поименованные в алфавите». В силу статья 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава. Статья 98 УЖТ РФ установлено, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 43, начисление суммы штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов производится на основании составленных перевозчиком акта общей формы и коммерческого акта. В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что недостоверные сведения о наименовании груза явились причиной снижения стоимости перевозки, вследствие чего суд обоснованно признал начисленный ОАО «РЖД» штраф в размере 226 460 руб. исходя из пятикратного размера провоза груза массой, определенной расчетным путем (45 292 рублей). Суд признал за истцом право на взыскание штрафа в заявленном размере, однако штраф с учетом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил до 45 292 руб. Предусмотренная ст. 98 УЖТ РФ ответственность является способом обеспечения исполнения обязательства и соответствует установленным ст. ст. 330, 332 ГК РФ признакам законной неустойки. Доводы ОАО «РЖД», изложенные в жалобе, сводятся к оспариванию выводов суда о применении статьи 333 ГК РФ. Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. В силу пункта 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.05 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» указано, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ и уменьшить его размер. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над размером возможных убытков, вызванных нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательств и другие. При этом к выводу о наличии или отсутствии оснований для снижения суммы неустойки суд приходит в каждом конкретном случае при оценке имеющихся в деле доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании. В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Однако в нарушение вышеназванной нормы права истцом не представлено доказательств наступления для него каких-либо негативных последствий, вызванных действиями ответчика, которые были бы соразмерны установленной сумме штрафа. ОАО «РЖД» не представило доказательств невозможности применения статьи 333 ГК РФ к сумме иска по своей природе являющейся штрафом. Таким образом, суд первой инстанции правомерно, исходя из анализа всех обстоятельств дела и оценки соразмерности заявленных сумм штрафа последствиям нарушения обязательств, учитывая компенсационную природу штрафа и возможные финансовые потери для каждой из сторон, признал начисленную сумму штрафа несоразмерной. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ДААК-ТРЕЙД» просит решение суд отменить и уменьшить размер штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ. Кроме того, ООО «ДААК-ТРЕЙД» в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на пункт 1.19 приказа МНС России от 18.06.2003 № 37, в котором указано, что перевозка с отоплением в зимний период грузов в сопровождении проводника грузоотправителя, грузополучателя производится при температуре наружного воздуха не ниже минус 25 град. на всем пути следования и на дальность перевозки не более 5000 км. Перевозка грузов вместе с проводником в одном вагоне допускается во все периоды года. Считает, что штраф с ответчика должен был взыскиваться, исходя из тарифа на вагон с проводником. Обращает внимание, что разница в оплате провозной платы за использование одного универсального контейнера и отправки грузов крытыми вагонами с проводником составляет 4655 руб. 71 коп. и пролагает, что пятикратный размер в данном случае будет равен 23 278 руб. 55 коп. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом, поскольку статьей 98 УЖТ РФ установлено, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Таким образом, штраф исчисляется в зависимости от платы за перевозку таких грузов, а не от разницы оплаты в оплате провозной платы. Также, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом ООО «ДААК-ТРЕЙД», поскольку из расчета ответчика следует, что тариф на перевозку груза в вагоне с проводником составляет 74 794 руб., то есть больше, чем тариф на перевозку груза в рефрижераторном контейнере, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2010 по делу n А62-1685/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|