Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу n А09-7367/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

21 марта 2012 года

 Дело № А09-7367/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  16 марта 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  21 марта 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Полынкиной Н.А.,

судей                                              Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи    Гуленковой И.А.,

при участии: 

от ОАО «Чистая планета» (241037, г. Брянск, ул. Авиационная, д. 34, ОГРН 1093254008980, ИНН 3254505836): Соловьев А.В. – представитель по доверенности от 25.04.2011 №9,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (241250, г. Брянск, ул. Дуки, д. 80, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811): Лагунова И.В.  – начальник отдела товарных и финансовых рынков по доверенности от 10.01.2012 № 3, Кривоногова Л.А. – заместитель начальника отдела товарных и финансовых рынков по доверенности от 10.01.2012 № 14,

от  ООО «Ремондис-Брянск» (241028, г. Брянск, пр. Ст. Димитрова, д. 72, ОГРН 1103256500357, ИНН 3255514093): Мамичева В.В. – представитель по доверенности от 01.06.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Чистая планета» на решение Арбитражного суда Брянской области от 26 декабря 2011 года по делу № А09-7367/2011 (судья Грахольская И.Э.),

                                                     установил:

открытое акционерное общество «Чистая планета» (далее – ОАО «Чистая планета») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по БрянскойСмоленской области (далее – УФАС по Брянской области, антимонопольный орган) о признании незаконным длящегося с 01.07.2011 бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренных законом мер по итогам рассмотрения жалобы ОАО «Чистая планета» на недобросовестную конкуренцию со стороны ООО «Ремондис-Брянск». Кроме того, заявитель просил обязать УФАС по Брянской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО «Чистая планета» и неопределенного круга лиц.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.12.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, ОАО «Чистая планета» обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявитель жалобы указывает, что ООО «Ремондис-Брянск» незаконно включает в договоры, заключаемые со своими контрагентами, услуги по утилизации твердых бытовых отходов, не имея при этом соответствующей лицензии и утвержденного тарифа, и этим распространяет ложные сведения о возможности осуществления утилизации ТБО. Это влечет для ОАО «Чистая планета» негативные последствия в виде перехода его постоянных клиентов, заинтересованных возможностью получить услугу по утилизации (стоимость которой входит в состав стоимости услуги по вывозу ТБО) по более низкой цене, к ООО «Ремондис-Брянск», а также негативные последствия в виде заключения договоров с ООО «Ремондис-Брянск» потенциальными клиентами ОАО «Чистая планета». Кроме того, ООО «Ремондис-Брянск» своими действиями нарушает положения Закона «О защите конкуренции» посредством некорректного сравнивания стоимости оказываемых им услуг с услугами, оказываемыми ОАО «Чистая планета» в части стоимости услуги ОАО «Чистая планета» по вывозу ТБО, определенной в размере 185 руб. за                      1 куб.м, так как стоимость услуг по вывозу ТБО в размере 185 руб. за 1 куб.м и контейнеры объемом 0,64 метра в городе Брянске применяет только ОАО «Чистая планета». За расчетное значение ООО «Ремондис-Брянск» берется объем контейнера 1,1 куб.м. Тем самым заявляется, что услуга, оказываемая ООО «Ремондис-Брянск», стоит дешевле за счет экономии на контейнеропогрузках, тогда как в перерасчете на кубические метры стоимость услуг ООО «Ремондис-Брянск» превышает стоимость услуг ОАО «Чистая планета». 

Законность и обоснованность решения от 26.12.2011 прове­рены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по Брянской области поступила жалоба ОАО «Чистая планета» от 01.07.2011 на недобросовестную конкуренцию со стороны ООО «Ремондис-Брянск». 

На основании указанной жалобы УФАС по Брянской области была проведена проверка нарушений антимонопольного законодательства.  

 По результатам проведенной проверки УФАС по Брянской области письмом от 07.10.2011, направленным в адрес ОАО «Чистая планета», сообщило о том, что в ходе проведенной проверки нарушений антимонопольного законодательства со стороны ООО «Ремондис-Брянск» выявлено не было, в связи с чем привлечение данного хозяйствующего субъекта к ответственности не представляется возможным.

Полагая, что данный вывод УФАС по Брянской области не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Чистая планета» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия антимонопольного органа.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на антимонопольный орган возложена функция по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, в размере более чем тридцать пять процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает, что любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.

Статьей 14 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,  средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

незаконное получение, использование, разглашение информации,  составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. 

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. 

Как следует из материалов дела, ООО «Ремондис-Брянск» на основании лицензии от 09.03.2011 серии 032 № 00008 осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов I – IV классов опасности.

Федеральный закон от 04.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной, и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Статьей 154 Жилищного кодекса РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом в указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.

Минрегион РФ в письме от 03.10.2008 № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов» дал следующие разъяснения. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

При этом организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.

Таким образом организация, осуществляющая сбор и транспортировку отходов и не имеющая лицензии на размещение отходов, вправе утилизировать их через посредническую организацию, имеющую соответствующую лицензию и полигон для размещения отходов, а также указывать в договоре положения об утилизации транспортируемых отходов на конкретном лицензированном полигоне.   

Антимонопольным органом установлено, что ООО «Ремондис-Брянск» в договоры со своими контрагентами с их согласия включает стоимость утилизации (захоронения) отходов в стоимость услуги по вывозу отходов производства и потребления.

При этом ООО «Ремондис-Брянск» применяет тариф на услугу утилизации (захоронения) согласно приказу Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области № 7/1ут от 14.03.2011. 

Цена 1-й контейнеро-погрузки вывоза отходов с утилизацией определяется исходя из объемов используемого контейнера, умноженного на цену 1 куб.м вывоза отходов с учетом услуг утилизации.

При этом материалами дела подтверждается, что ООО «Ремондис-Брянск» осуществляет только сбор и вывоз отходов. Утилизацию отходов осуществляет ОАО «Чистая планета».

Расчеты за оказанные услуги по утилизации ТБО по вышеуказанному тарифу осуществляются с ОАО «Чистая планета». Данный факт подтверждается представленными ООО «Ремондис-Брянск» счетами на оплату, а также платежными поручениями на перечисление оплаты за утилизацию ТБО ОАО «Чистая планета». 

В соответствии с вышеуказанным довод апелляционной жалобы о том, что ООО «Ремондис-Брянск» незаконно включает в договоры, заключаемые со своими контрагентами, услуги по утилизации твердых бытовых отходов, не имея при этом соответствующей лицензии и утвержденного тарифа, чем распространяет ложные сведения о возможности осуществления утилизации ТБО, является несостоятельным.

Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «Ремондис-Брянск» своими действиями нарушает положения Закона «О защите конкуренции» посредством некорректного сравнивания стоимости оказываемых им услуг с услугами, оказываемыми ОАО «Чистая планета» в части стоимости услуги ОАО «Чистая планета» по вывозу ТБО, определенной в размере 185 руб. за          1 куб.м, так как стоимость услуг по вывозу ТБО в размере 185 руб. за 1 куб.м и контейнеры объемом 0,64 метра в городе Брянске применяет только ОАО «Чистая планета», не может быть принят во внимание в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Ремондис-Брянск» при направлении коммерческого предложения тому или иному потребителю пользуется информацией потребителя относительно наличия (полного или частичного) отсутствия контейнеров. В зависимости от объема вывозимых отходов и предоставленной потребителем информации ООО «Ремондис-Брянск» в каждом конкретном случае разъясняет потребителям, какими контейнерами удобнее и выгоднее пользоваться, в частности контейнерами потребителя меньшего размера и контейнерами общества объемом 1,1 м.куб. 

В материалы дела представлены документы, в частности копия договора ООО «Ремондис-Брянск» с ТСЖ «Институтское» от 21.12.2011               № 20046, согласно которому используются контейнеры заказчика – ТСЖ «Институтское» объемом 0,64 куб.м, копия договора ООО «Ремондис-Брянск» с ГУП «Брянсккнига» от 20.04.2011 № 10110, согласно п. 1.3 которого используются контейнеры объемом 1,1 куб м. и 0,75 куб.м. 

Как следует из представленного в материалы дела коммерческого предложения ОАО «Чистая планета», единицей измерения организация предлагает контейнеры объемом как 0,64 куб.м, так и  1,1 куб.м.  Стоимость услуг также различна.

В материалы дела также представлено письмо ОАО «Чистая планета» в адрес ТСЖ «Дом-сервис» от 06.07.2011, в котором заявитель предлагает заключить договор на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО. При этом ОАО «Чистая планета» предлагает разместить на контейнерных площадках ТСЖ контейнеры объемом 1,1 куб.м. Стоимость контейнерной погрузки составляет 180 руб. с учетом НДС 18 %. 

При этом ОАО «Чистая планета», как и ООО «Ремондис-Брянск», в своей работе применяет индивидуальный подход к потребителям и использует контейнеры разного объема – как 0,64 куб.м., так и 1,1 куб.м. 

Таким образом, в коммерческом предложении ООО «Ремондис-Брянск» отсутствуют какие-либо ложные, неточные или искаженные сведения по отношению к ОАО «Чистая планета» или к какой-либо иной организации, введение в заблуждение, некорректное сравнение реализуемых услуг по отношению к услугам, реализуемым заявителем.  

Более того, позиция УФАС по Брянской области не является бездействием, нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку жалоба ОАО «Чистая планета» была принята к рассмотрению антимонопольным органом, надлежащим образом проверены все обстоятельства жалобы (запрошены и исследованы соответствующие документы). По результатам проверки антимонопольный орган правомерно не усмотрел в деятельности ООО «Ремондис-Брянск» признаков

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу n А62-3718/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также