Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А09-3822/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 27 июня 2012 года Дело № А09-3822/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2012 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании, проводимом посредством использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 11 мая 2012 года по делу № А09-3822/2012 (судья Гоманюк Н.С.). В судебном заседании приняли участие представители: от ООО «Региональный Банк Инвестиций» (ОГРН 1025200002002, г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 2, корп. 6): Найденова О.А. (доверенность от 03.10.2011). от Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области (г. Брянск, ул. Калужская, д. 6): Киселева Л.А. – специалист-эксперт правового отдела от 01.02.2012 № 7. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Региональный Банк Инвестиций» (ОГРН 1025200002002, г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 2, корп. 6) (далее по тексту – Банк, ООО «РегионИнвестБанк») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Брянской области (г. Брянск, ул. Калужская, д. 6) (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) от 07.12.2011 № 3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ)). Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.05.2012 требования Общества удовлетворены. Не согласившись с указанным решением суда, Межрайонная ИФНС России № 6 по Брянской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «РегионИнвестБанк», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области в ходе выездной налоговой проверки ООО «Строй-Вектор» в адрес Банка направлен запрос о предоставлении выписки по операциям на счете ООО «Артис» за период с 13.10.2009 по 31.12.2010. Банк письмом от 06.09.2011 исх. № 004/3378 сообщил Инспекции о невозможности исполнения указанного запроса по следующим основаниям: – в соответствии со статьями 82 и 83 НК РФ мероприятия налогового контроля могут быть проведены налоговым органом в отношении налогоплательщиков, состоящих на учете в данном налоговом органе; – истребование документов проводится по процедуре, описанной в ст. 93.1 НК РФ, и направляется в налоговый орган по месту учету лица, у которого должны быть истребованы документы. Кроме того, Банк выражал готовность исполнить свои обязательства в случае получения запроса, оформленного в соответствии с частью первой НК РФ. Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области составлен акт от 26.09.2011 № 3 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении Банком налогового правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ. В пункте 1 данного акта Инспекция уточнила, что ею проводятся мероприятия налогового контроля в отношении ООО «Артис» в рамках статьи 93.1 НК РФ, а именно: истребование документов (информации) о конкретных сделках у ООО «Артис» – контрагента проверяемого ООО «Строй-Вектор». Непредставление выписки по операциям на счете данной организации Инспекция квалифицировала как нарушение п. 2 ст. 86 НК РФ и вынесла решение от 07.12.2011 № 3 о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб. В соответствии со ст. ст. 138, 139 НК РФ Банк обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с жалобой на решение Инспекции. Решением Управления от 14.03.2012 оспариваемое решение оставлено без изменения. Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области от 07.12.2011 № 3, ООО «РегионИнвестБанк» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. Статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность банков за непредставление справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения. Из взаимосвязанных положений статей 106, 108, 137 НК РФ и части 4 статьи 200 АПК РФ в системе норм действующего законодательства следует, что в случае оспаривания решения налогового органа о привлечении банка к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, за непредставление в установленный срок по требованию налогового органа выписок по счетам клиентов банка, к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию налоговым органом, относится, в числе прочих, наличие у него соответствующих правомочий по истребованию данной информации, за несвоевременное представление которой применена налоговая ответственность. При этом в случае, если соответствующий запрос был направлен налоговым органом в отсутствие установленных законом оснований, привлечение банка к ответственности за неисполнение такого запроса не может быть признано законным и обоснованным. Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом. Указанным положениям Кодекса корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом. Таким образом, вышеперечисленными положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый контроль в отношении лиц, на которых положениями законодательства о налогах и сборах возложены определенные обязанности, осуществляется исключительно в формах, предусмотренных НК РФ. Одной из форм налогового контроля, предусмотренных главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах. Согласно ст. 86 НК РФ справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя). Согласно приложению № 4 к форме запроса о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), утвержденному приказом ФНС РФ от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе и форм соответствующих запросов», в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько из следующих оснований: а) вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа); б) принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет); в) проведение в отношении организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля). Таким образом, выписка по операциям на счете клиента банка может быть запрошена налоговым органом у банка, если в отношении данного лица инспекцией проводятся мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан представить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу в установленный срок, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой предусмотренную налоговым законодательством ответственность. Следовательно, в рассматриваемом случае выписка по операциям на счете ООО «Артис» могла быть запрошена налоговым органом у Банка лишь в случае проведения в отношении данного налогоплательщика мероприятий налогового контроля. Судом установлено, что проверка проводилась налоговым органом в отношении другого налогоплательщика – ООО «Строй-Вектор». В связи с возникшей необходимостью налоговой инспекцией был направлен в Банк запрос о предоставлении справок по операциям и счетам контрагента проверяемого налогоплательщика – ООО «Артис». Мероприятия налогового контроля в отношении ООО «Артис» не проводились. Указанный запрос Инспекции не содержит ни одного из вышеперечисленных оснований для его направления. В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на то, что налоговый орган выполнил установленные пунктами 2 и 4 статьи 86 НК РФ условия для направления вышеуказанного запроса, а также на то, что все контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках ст. 93.1 НК РФ в отношении проверяемого налогоплательщика, были проведены в соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ. Апелляционная инстанция отклоняет данные доводы как основанные на неверном толковании норм материального права. В соответствии с положениями ст. ст. 82, 83 НК РФ мероприятия налогового контроля могут быть проведены налоговым органом в отношении налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в данном налоговом органе. В отношении контрагента налогоплательщика действует специальная норма об истребовании документов, а именно статья 93.1 НК РФ, в которой предусмотрен специальный отдельный порядок истребования документов по контрагенту на основании дополнительного решения налогового органа помимо решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, состоящего на учете в данном налоговом органе. Непосредственно напрямую проверять контрагента налоговый орган не может, а только в форме дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно ч. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Из материалов дела следует, что ООО «Артис» состоит на учете в Инспекции ФНС России № 50 по г. Москве. Следовательно, в данном случае запрос должен был быть подготовлен Межрайонной ИФНС России № 50 по г. Москве на основании соответствующего поручения Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Банка отсутствовала обязанность по предоставлению Инспекции запрашиваемой информации, а следовательно, привлечение налоговым органом Банка к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, является неправомерным. Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения отсутствуют. Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Брянской области от 11 мая 2012 года по делу № А09-3822/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ. Председательствующий Н.В. Еремичева Судьи: В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А54-4525/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|