Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу n А62-3891/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

                                                Дело № А62-3891/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  23.08.2012

Постановление изготовлено в полном объеме  24.08.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Дорошковой А.Г.,  судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А.,  при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Солдатовой Т.Ю.,  рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному  хозяйству на решение Арбитражного суда от 09.07.2012  по делу № А62-3891/2012 (судья Печорина В.А.), принятое по заявлению общества с    ограниченной  ответственностью  «ЭГГЕР  ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН» (ОГРН 1066723005502 ИНН 6723019741) к  Департаменту  Смоленской  области  по  лесному  хозяйству    (ОГРН 1076731007143 ИНН 6730069856) о  признании  незаконным  и  отмене  постановления  от  16.05.2012             №  258  о назначении административного наказания, при участии от заявителя – Шашенкова А.А. (доверенность от 20.01.2012), в отсутствие представителей  ответчика, установил следующее. 

Общество  с  ограниченной  ответственностью  «ЭГГЕР  ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН»  (далее   –  Общество)  обратилось  в арбитражный  суд  с  заявлением о признании незаконным  и  отмене  постановления   Департамента Смоленской  области  по лесному хозяйству    (далее  – Департамент)  от  16.05.2012  №  258  о  назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.2 КоАП РФ.

Решением  арбитражного суда от 09.07.2012  требования общества  удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Департамент Смоленской области по лесному  хозяйству подал   апелляционную жалобу, в которой просит  решение  отменить  и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального  права.

Как следует из материалов дела,  04.05.2012  Вяземским лесничеством – филиалом ОГУ  «Смолупрлес»  проведено  освидетельствование  мест  рубок на  лесном  участке,  переданном Обществу  в  аренду на  основании договора   от  14.03.2008  №  28.  Проверкой установлено  повреждение  лесосечных  столбов,  что  является  нарушением подпункта  «д»  пункта  13  Правил  заготовки  древесины,  утвержденных приказом  Рослесхоза  от  01.08.2011  №  337, о чем составлен акт  осмотра  мест  рубок  от 04.05.2012  (11-13).

В  отношении  Общества  составлен  протокол  об  административном правонарушении (л. д. 1),  предусмотренном  частью  2  статьи  7.2  КоАП  РФ, постановлением  Департамента  о  назначении  административного  наказания от  16.05.2012  №  258  Общество  привлечено  к  административной ответственности  по  указанной  статье  в  виде  наложения  административного штрафа в размере 5 000 руб.  (л.д. 9).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворив требования Общества, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном  правонарушении  являются  любые  фактические  данные, на  основании  которых  судья,  орган,  должностное  лицо,  в  производстве которых  находится  дело,  устанавливают  наличие  или  отсутствие  события административного  правонарушения,  виновность  лица,  привлекаемого  к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти  данные  устанавливаются  протоколом  об  административном правонарушении,  иными  протоколами,  предусмотренными  настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей,  заключениями  эксперта,  иными  документами,  а  также показаниями  специальных  технических  средств,  вещественными доказательствами.

Согласно  части  3  статьи  26.2  КоАП  РФ  не  допускается  использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно материалам дела   в  качестве  документа, зафиксировавшего  правонарушение,  Департамент     в  постановлении  и  в протоколе  сослался на акт осмотра места рубок  от 04.05.2012.

Данный акт был составлен 04.05.2012, т.е.    после  завершения  работ  по заготовке  древесины. В  целях  проверки  соблюдения  Правил  заготовки древесины,  условий  договора  аренды  лесного  участка,  договора  купли-продажи  лесных  насаждений,  проекта  освоения  лесов  проводится  осмотр  и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (пункт 65 Правил  заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от  01.08.2011  №  337), и   акт  фиксирует  исполнение лесопользователем  договорных  обязательств  по  использованию  лесных участков.

В силу части 2.1  статьи  96  Лесного  кодекса  Российской  Федерации предусмотрено,  что  государственный  лесной  контроль  и  надзор  могут осуществляться  государственными  учреждениями,  подведомственными органам  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  в пределах  полномочий  указанных  органов,  определенных  в  соответствии   частью  1  статьи  83  этого  Кодекса,  или  государственными  учреждениями, подведомственными  органам  государственной  власти  Российской Федерации,  в  пределах  полномочий  указанных  органов,  определенных  в соответствии с частью 2 статьи 83 данного Кодекса.

Согласно части  6  статьи  96  Лесного  кодекса  Российской Федерации  порядок  осуществления  государственного  лесного  контроля  и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом  3 Положения  об  осуществлении  государственного  лесного  контроля  и надзора,  утвержденного  постановлением Правительства  Российской Федерации от 22.06.2007 №  394,    государственный лесной  контроль  и  надзор  осуществляют,  в  частности,  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 8  Положения  должностные  лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять  по  результатам  проверок  соблюдения  лесного законодательства  акты  и  предоставлять  их  для  ознакомления  гражданам  и юридическим  лицам,  осуществляющим  использование,  охрану,  защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение,   осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и т.д.

В силу п.  12  Положения  проведение  государственного  лесного контроля  и  надзора  осуществляется  в  форме  проверок  в  соответствии  с планами,  утверждаемыми  Федеральным  агентством  лесного  хозяйства, Федеральной  службой  по  надзору  в  сфере  природопользования,  их территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации  в  соответствии  с  их  компетенцией,  а  также внеплановых  проверок  с  соблюдением  прав  и  законных  интересов юридических лиц и граждан. Внеплановые проверки проводятся:

а)  для  проверки  исполнения  предписаний  об  устранении  ранее выявленных нарушений лесного законодательства;

б)  в  случае  получения  от  органов  государственной  власти,  органов местного  самоуправления,  юридических  лиц  и  граждан  информации, подтверждаемой  документами  и  иными  доказательствами, свидетельствующими  о  наличии  признаков  нарушений  лесного законодательства.

 Мероприятия  по  государственному  лесному  контролю  и  надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 16 Положения).

Доказательства  проведения  проверки  с  соблюдением  положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в материалах дела отсутствуют.

Судом установлено, что  распоряжение  о  проведении  проверки  в отношении  Общества  уполномоченным  должностным  лицом  не принималось,    не  определен  круг  лиц, уполномоченных  на  ее  проведение,  не  установлены  сроки  проведения проверки,  а  также  перечень  необходимых мероприятий.

Кроме  того,   судом  установлено,  что Приложение № 7 к акту проверки от 04.05.2012, фиксирующее допущенные нарушения,  не  содержит  сведений  о  представителе  Общества, присутствовавшем  при его составлении, его подписи либо записи об отказе от его подписания. 

В силу требований КоАП РФ   документы, фиксирующие  результаты  таких  действий,  должны  быть  совершены  в присутствии  понятых  и  с  отражением  в  акте  способов  фиксации правонарушения.

Как следует из материалов дела, Приложение к акту составлено административным органом в одностороннем порядке, без указания способов и порядка фиксации результатов осмотра. Обследование  мест  рубок  производилось комиссией  в  составе  четырех  человек,  однако  Приложение  №  7  к  акту  подписано одним членом комиссии.

На  основании  изложенного  арбитражный  суд  пришел  к  правильному выводу  о  том,  что доказательства, полученные с нарушением установленного законом порядка, не могут служить подтверждением  вменяемого обществу правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие  события  административного  правонарушения   является  обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в  связи  с  чем  оспариваемое  Обществом  постановление  о  назначении административного наказания правомерно признано судом незаконным и отменено.

Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь п. 5.1 ст. 211,  п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Смоленской  области от 09.07.2012   по делу                                   №  А62-3891/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4  статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       А.Г. Дорошкова

Судьи                                                                                                                      Н.В. Еремичева

О.А. Тиминская

 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу n А23-503/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также