Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2012 по делу n А09-9589/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-47-49, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                         Дело   №  А09-9589/2011

Резолютивная часть  постановления объявлена 21 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 августа 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей  Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровым М.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Русские самоцветы» на решение Арбитражного суда Брянской области от 09 июня 2012 года по делу № А09-9589/2011, принятое по заявлению открытого акционерного общества «Русские самоцветы» (г. Брянск, ОГРН 1026605246744, ИНН 6661069531)                                  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Брянской области          (г. Брянск, ОГРН 1043244027210, ИНН 3234044778) о признании незаконными действий, при участии от ответчика – Игнатенкова Д.В. (доверенность от 01.08.2012 № 10), в отсутствие представителя заявителя, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Русские самоцветы» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Брянской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действия по отказу в совершении зачета в сумме  331 926 руб. в счет имеющейся задолженности по налогам и сборам, вынесенного на основании заявления Общества от 02.09.2011  № 18-Б (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 09 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 02.09.2011 № 18-Б о проведении зачета сложившейся суммы переплаты по ЕСН, зачисляемому в ФСС в размере 331 926 руб.,  в счет погашения имеющейся задолженности по налогам на основании полученного Обществом акта сверки расчетов от 01.09.2011.

Инспекция письмом от 23.09.2011 № 09-09/4/20119 уведомила  Общество о том, что заявление от 02.09.2011  № 18-Б оставлено без исполнения с указанием, в частности, на истечение определенного статьей 78 НК РФ трехгодичного срока давности с момента уплаты налога.

Не согласившись с действиями Инспекции в части отказа в совершении зачета суммы излишне уплаченных налогов в сумме 331 926 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований,  суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован статьей 78 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ, без начисления процентов на эту сумму.

В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из содержания приведенных норм следует, что основополагающими условиями для реализации права налогоплательщика на зачет или возврат налога в административном порядке являются наличие переплаты по налогу, отсутствие недоимки по налогам, пеням и штрафам, начисленным тому же бюджету, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока со дня уплаты налога на подачу заявления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, изложенная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о зачете переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06 определено, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2009 № 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) возлагается на налогоплательщика.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с ответом ГУ – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 15) от 21.02.2012 № 04-22/01/1083 (т. 2, л. 19-20) переплата по ЕСН в сумме 331 926 руб. сложилась за счет излишне уплаченного налога в 2002 году в сумме 205 101 руб., в 2003 – в сумме 24 947 руб., в 2004 – в сумме 101 878 руб.

Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 12.06.2006 о возврате излишне уплаченного ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, в размере 349 307 руб. 63 коп.

Уведомлением от 13.07.2006 Инспекция отказала Обществу в проведении зачета излишне уплаченного налога ввиду отсутствия документов, подтверждающих достоверность сложившейся переплаты. Кроме того,  Инспекция указала, что Обществу направлялось уведомление о проведении сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам от 20.06.2006 № 04-47/3601.

Вместе с тем, как установлено судом, на указанную сверку представитель Общества не явился.

Впоследствии Инспекция направила в адрес Общества краткий акт сверки от 18.09.2007 № 34, которым подтверждался факт наличия переплаты по ЕСН.

Общество не согласилось с указанным доводом Инспекции и указало на невозможность получения указанного акта сверки в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ в период с 27.08.2007 по 09.06.2008.

Как обоснованно установил суд первой инстанции, Инспекцией ФНС России по            г. Кирову приняты решение от 27.08.2007 № 11480А о государственной регистрации создания ОАО "Альянс" путем реорганизации в форме слияния Общества и ОАО "Старт" и решение от 27.08.2007 № 1380А/1 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества.

В соответствии с решением от 27.08.2007 № 1380А/1 Инспекцией ФНС России по г. Кирову 27.08.2007 в ЕГРЮЛ за государственным номером 2074345401524 внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности Общества при реорганизации в форме слияния в порядке Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004          № 110.

Согласно постановлению Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 решение Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2008 по делу                                  № А28-9437/07-488/16 отменено и принят новый судебный акт, которым признаны недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову от 27.08.2007 № 11380А о государственной регистрации создания ОАО "Альянс" путем реорганизации в форме слияния и № 11380А/1 и о государственной регистрации прекращения деятельности Общества.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.01.2008 по делу                    № А28-8185/07-260/2, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 и вступившим в законную силу, договор о слиянии Общества и ОАО "Старт" признан недействительным.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ                               "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ) Инспекция (в момент возникновения спорных отношений регистрирующий орган по месту нахождения Общества) 09.06.2008 внесла запись за ГРН 2083254115888 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Общеста о признании недействительной записи о государственной регистрации от 27.08.2007 ГРН 2074345401524 прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме слияния на основании решения суда, на основании соответствующих документов, поступивших из Инспекции ФНС России по городу Кирову и судебных актов Второго арбитражного апелляционного суда, вступивших в законную силу.

Поскольку на момент направления налоговым органом краткого акта сверки от 18.09.2007 № 34, содержащего информацию о переплате, Общество признано прекратившим деятельность посредством внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, следовательно, Общество осуществляло юридические значимые действия только с 09.06.2008, т.е. с момента признания указанной записи недействительной.

В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно исчислил трехлетний срок давности на обращение с заявлением о зачете с 09.06.2008, поскольку Общество располагало информацией о наличии переплаты по ЕСН, что подтверждается заявлением о возврате от 12.06.2006, наличием у ответчика информации, достаточной для рассмотрения по существу заявления о зачете (возврате) переплаты, что подтверждается актом сверки от 18.09.2007, отсутствием у Общества возможности для реализации предусмотренных статьями 78,79 НК РФ прав в период с 27.08.2007 по 09.06.2008.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске Обществом трехгодичного срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, на обращение с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога, поскольку Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении зачета суммы переплаты по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ в размере 331 926 руб.,  02.09.2011, о факте наличия которой Обществу стало известно не позднее 09.06.2008, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Довод подателя жалобы о том, что акты сверки расчетов от 09.06.2008, 31.12.2009, 18.07.2011 прерывают течение срока исковой давности, в связи с чем суд первой инстанции неправильно исчислил срок давности обращения Общества в Инспекцию с заявлением о зачете, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку акты сверки расчетов, выдаваемые административными органами  в силу требований публичного законодательства, не могут свидетельствовать о перерыве течения срока исковой давности, установленного статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не являются признанием долга.

Доводы апелляционной жалобы Общества основаны на ином понимании законодательных норм и направлены на переоценку выводов  суда первой инстанции, подтвержденных соответствующими доказательствами. Названные доводы являлись обоснованием позиции Общества по делу в ходе рассмотрения спора по существу судом первой инстанции  и обоснованно отклонены как несостоятельные.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем  удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Брянской области от 09.06.2012 по делу № А09-9589/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

          Председательствующий                                                                           В.Н. Стаханова

          Судьи                                                                                                         Н.А. Полынкина

                                                                                                                              Н.В. Еремичева

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2012 по делу n  А68-3788/11. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также