Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А68-1249/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А68-1249/12

Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2012

            Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Дайнеко М.М., Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прониной О.М., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу № А68-1249/12 (судья Шабанова Т.Ю.), принятое по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Москва, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью «Коалиция» (г.Тула, (ОГРН 1027100752568, ИНН 7106048125) о взыскании провозной платы в сумме             165 076 руб. 10 коп., при участии представителя истца - Вознюк Л.М. (доверенность от 16.12.2011), в отсутствие ответчика, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее –                                          ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Коалиция» (далее – ООО «Коалиция», ответчик) о взыскании провозной платы в сумме 165 076 руб. 10 коп. (с учетом уточнений). 

Решением суда от 13.06.2012 в иске отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью факта искажения ответчиком сведений о грузе.

ОАО «РЖД» в жалобе просит решение отменить, иск удовлетворить.  По мнению заявителя, суд не дал надлежащей       оценки договору на организацию расчетов № ТЦФТО-2148/01-11 от 01.01.2011. Не согласен с необходимостью составления коммерческого акта.  

Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Ответчик в суд апелляционной инстанции представителя не направил, дело  рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Кодекса.

Изучив материалы дела, доводы  апелляционной жалобы и  выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд  считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что по договору на организацию расчетов от 01.01.2011 № ТЦФТО-2148/01-11, заключенному между ОАО «РЖД» и ООО «Коалиция» (заказчик), последнему присвоен код плательщика и открыт лицевой счет для расчетов между сторонами (т. 1, л.д. 61-63).

Между ОАО «РЖД» и ООО «Коалиция» (клиент) заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов от 01.02.2011 № АФТО-07/14, по условиям которого ОАО «РЖД» обязалось оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (т. 1, л.д. 55-57).

Сторонами согласованы схема № П-712673.00-Сх размещения и крепления груза – трактора и  экскаватора,  согласно  которой груз размещен в пределах  основного габарита погрузки,  а также схема № П-712674.00-СХ размещения  и крепления  экскаватора – негабаритного  груза с индексом негабаритности Н-0010 (нижняя негабаритность) (т. 1, л.д. 15-18).

В соответствии с транспортными железнодорожными накладными  № ЭУ315822  (вагон-платформа 43409564), № ЭУ316738 (вагон-платформа 42598581) 13.02.2011                 ОАО «РЖД» принят к перевозке груз – тракторы, назначением – станция Веселое Северо-Кавказской железной дороги, грузоотправитель – ООО «Коалиция», грузополучатель – ООО  «Сочинская транспортная компания». В товарных накладных в графе «индекс негабаритности» имеется отметка «Н» (т. 1, л.д. 106-109).

В период с 01.01.2010 по 18.08.2011 ревизионной  группой в составе Санкт-Петербургского регионального управления Центра «Желдорконтроль», Воронежского регионального управления Центра «Желдорконтроль» проведена проверка вопросов финансово-хозяйственной деятельности Московского территориального центра  фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра  фирменного транспортного  обслуживания  –  филиала  ОАО  «РЖД».

В результате проверки было установлено, что грузоотправителем – ООО  «Коалиция» согласован чертеж № П-712674.00-СХ погрузки экскаватора, код груза по  Сборнику 351043 – третий класс. Груз негабаритный (Н0010). В заявках на  погрузку груза грузоотправителем указано «тракторы» с кодом груза 362052, второй тарифный  класс.  В оригинале транспортной железнодорожной накладной в графе «наименование груза» указано «тракторы», второй тарифный класс.

Письмом от 18.08.2011, направленным грузоотправителю, ОАО  «РЖД» уведомило его о том, что в поданной заявке и в перевозочных документах был указан груз -  тракторы, а в предоставленной схеме погрузки – трактор и экскаватор. В связи с чем  перевозчик просил подтвердить фактически погруженный груз – тракторы, указав на то, что в противном случае будет взыскан добор провозной платы (т. 1, л.д. 30).

Ссылаясь на искажение грузоотправителем наименования груза, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель предоставляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов, с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений.

В соответствии со статьями 25 и 26 Устава на грузоотправителя возлагается обязанность по внесению в транспортную железнодорожную накладную достоверных сведений о вагоне, используемом для перевозки, наименовании груза, его свойствах, массе и количестве мест.

В статье 30 Устава предусмотрено, что окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.

На основании статьи 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.

Применительно к договору перевозки груза железнодорожным транспортом в статье 119 Устава установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц при осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и другими актами, которые должны быть приложены к претензии.

При обнаружении несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной, составляется коммерческий акт (пункт 2.1 Правил составления актов).

В силу пунктов 2.2 и 2.13 Правил составления актов коммерческий акт составляется в пути следования в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом, а в случае невозможности - в течение следующих суток и выдается грузополучателю на станции назначения.

Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что составление коммерческого акта при установлении несоответствия наименования груза является обязательным.

Аналогична позиция изложена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2012 по делу №А28-4643/2011.

Однако коммерческий акт об установлении факта искажения, в нарушение требований статей 98 и 119 Устава, истцом не составлялся.

Железнодорожные накладные  №ЭУ315822  (вагон-платформа 43409564), №ЭУ316738 (вагон-платформа 42598581) содержат сведения о том, что груз закреплен в соответствии со схемой № П-712673.00-СХ. При этом указанная схема предусматривает размещение как экскаватора, так и трактора.

В акте приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами от 12.02.2011 указано наименование груза – тракторы и их части и его и код – 362052 (т. 1, л.д. 66).

Доказательства, подтверждающие утверждение истца об искажении ответчиком в железнодорожных накладных сведений, в деле отсутствуют. Акт проверки, на который ссылается истец, не представлен. Документы, фиксирующие, по мнению заявителя, факт искажения ответчиком сведений, составлены истцом в одностороннем порядке, спустя значительный промежуток времени.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал представленные истцом документы недостаточными и ненадлежащими доказательствами искажения ответчиком сведений о грузе и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании провозной платы в сумме 165 076 руб. 10 коп. 

Довод заявителя о том, что судом не дано надлежащей            правовой оценки договору на организацию расчетов № ТЦФТО-2148/01-11 от 01.01.2011 отклоняется.

В соответствии с условиями пункта 2.1.5 названной сделки, заказчик обязан возмещать расходы, возникающие в связи с проведением проверок контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках грузов. В рамках настоящего спора истцом заявлены исковые требования о взыскании провозной платы по договору перевозки груза. Требования о возмещении расходов, связанных с проведением проверки, истцом не заявлялись и не являются предметом рассматриваемого спора.

Ссылка заявителя на то, что заказчик, указав в железнодорожной транспортной накладной сведения о наименовании груза, его негабаритности, несет ответственность при выявлении проверяющим органом несоответствия этих сведений, неубедительна. Заявляя об искажении ответчиком сведений о грузе, истец на основании статьи 65 Кодекса  должен доказать сам факт такого искажения. Однако в данном случае истцом такой факт не доказан, в связи с чем оснований для добора провозной платы у суда первой инстанции не имелось.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей в соответствии со ст.110 Кодекса подлежат отнесению на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу № А68-1249/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

            М.В. Токарева

Судьи

            М.М. Дайнеко

            И.Г. Сентюрина

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А62-1678/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также