Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу n А23-2131/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Староникитская ул., д. 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872) 36-32-71, факс (4872) 36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                         Дело № А23-2131/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  06.11.2012

Постановление изготовлено в полном объеме   09.11.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В.,  судей  Волковой Ю.А.,  Капустиной Л.А.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭлГа»  на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012 по делу № А23-2131/2012 (судья Курушина А.А.), принятое по иску  общества с ограниченной ответственностью «ЭлГа», г. Калуга (ОГРН 1054003014394, ИНН 4027068356) к обществу с ограниченной ответственностью «Арус», г. Калуга (ОГРН 1064027057489, ИНН 4027076332) об устранении препятствий в пользовании земельным участком, при участии в судебном заседании представителя истца по доверенности Дерюгиной Т.А. и представителя ответчика по доверенности Лезина Ю.В.,  установил следующее.

 Общество с ограниченной ответственностью «ЭлГа» (далее – ООО «ЭлГа») обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Арус» (далее – ООО «Арус») об устранении препятствий в пользовании земельными участками и нежилым помещением, расположенными по адресу:      г. Калуга, ул. Веры Андриановой, д. 21,  путем демонтажа металлического забора.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012 в удовлетворении иска отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о противоправности действий ответчика по установке металлического забора на принадлежащем ООО «Арус» земельном участке и нарушении охраняемых законом прав ООО «ЭлГа».

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в котором просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В жалобе заявитель указывает на то, что установленное ответчиком металлическое ограждение препятствует ООО «ЭлГа» пользоваться принадлежащими ему земельными участками и нежилым помещением. По мнению ответчика, суд первой инстанции не принял во внимание, что ответчик, установив вышеуказанное ограждение, перекрыл единственный проезд к принадлежащим истцу земельным участкам и помещению. Податель жалобы указывает, что обязанность ООО «Арус» обеспечить истцу беспрепятственный доступ к принадлежащему ему недвижимому имуществу предусмотрена договорами купли-продажи земельных участков.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истцу на основании договора купли-продажи от 06.04.2009, заключенного между ним и ответчиком, на праве собственности принадлежит нежилое помещение № 1 площадью 306, 3 кв. метров в одноэтажном здании ангара, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. В. Андриановой, д. 21 (том 1, л. д. 9 – 10).

Кроме того, ООО «ЭлГа» является собственником земельного участка с кадастровым номером 40:26:000195:43 площадью 331 кв. метров, земельного участка с кадастровым номером 40:26:000195:46 площадью 84 кв. метров и земельного участка с кадастровым номером 40:26:000195:50 площадью 78 кв. метров, расположенных по адресу: г. Калуга, ул. В. Андриановой, д. 21 (том 1, л. д. 13, 20, 23).

Указанные земельные участки приобретены истцом у ответчика на основании договоров купли-продажи № 2 от 06.04.2009,  № 3 от 22.07.2009 и № 1 от 03.03.2010 (том 1, л. д. 14 – 15, 21 – 22, 26 – 27).

Ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:26:000195:27 общей площадью 4 042 кв. метра, расположенный по адресу:      г. Калуга, ул. В. Андриановой, д. 21 (том 1, л. д. 43).

Лицами, участвующими в деле не оспаривается то обстоятельство, что ответчиком на принадлежащем ему земельном участке установлено металлическое ограждение.

Полагая, что указанное ограждение препятствует истцу осуществлять проезд и проход к принадлежащим ему земельным участкам и нежилому помещению, ООО «ЭлГа» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о противоправности действий ответчика по установке металлического забора на принадлежащем ООО «Арус» земельном участке и нарушении охраняемых законом прав ООО «ЭлГа». Кроме того, суд первой инстанции указал на непредставление ответчиком доказательств наличия у него права ограниченного пользования земельным участком ответчика для прохода и проезда к принадлежащему ему недвижимому имуществу.

Судебная коллегия согласна с вышеуказанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В обоснование исковых требований истец сослался на положения статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

Согласно пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, земельные участки истца и ответчика не имеют наложений и точек пересечения, спорное металлическое ограждение полностью расположено на земельном участке ООО «Арус».

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем, истцом, в нарушение приведенной нормы, не представлено доказательств того, что возведение металлического ограждения на земельном участке ответчика нарушает право собственности истца либо имеется реальная угроза нарушения указанного права.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о противоправности действий ответчика по установке металлического забора на принадлежащем ООО «Арус» земельном участке и нарушении охраняемых законом прав ООО «ЭлГа».

Довод истца о том, что обязанность ООО «Арус» обеспечить истцу беспрепятственный доступ к принадлежащему ему недвижимому имуществу через свой земельный участок предусмотрена договорами купли-продажи земельных участков, судебной коллегией отклоняется.

Согласно п. 3 статьи 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Пунктами 1.3 договоров купли-продажи № 2 от 06.04.2009,  № 3 от 22.07.2009 предусмотрено, что являющиеся их предметом земельные участки имеют обременения правами других лиц для прохода и проезда к указанному объекту.

Между тем, из п. 1.3 названных договоров купли-продажи земельных участков усматривается, что тот участок, в отношении которого установлено право ограниченного пользования, не определен. Сторонами не согласованы условия и порядок ограниченного пользования истцом земельным участком, принадлежащим ответчику.

Отсутствуют в материалах дела и доказательства государственной регистрации установления сервитута в предусмотренном законом порядке.

Таким образом, пункты 1.3 договоров купли-продажи № 2 от 06.04.2009,  № 3 от 22.07.2009 не могут быть приняты во внимание в качестве соглашений об установлении права истца на ограниченной пользование земельным участком ответчика.

Довод истца о том, что ответчик, установив вышеуказанное ограждение, перекрыл единственный проезд к принадлежащим истцу земельным участкам и помещению документально не подтвержден.

Представленное истцом экспертное исследование Калужской лаборатории судебной экспертизы    № 87/12-С от 13.08.2012   (том 1, л. д. 130 – 136)  доказательством указанного обстоятельства служить не может, поскольку в рамках названного  исследования вопрос о наличии альтернативных возможностей прохода и проезда к спорным земельных участкам и помещению не исследовался.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Из указанной нормы права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Как усматривается из материалов дела, требование об установлении сервитута истцом в рамках настоящего дела не заявлено.  Доказательств, подтверждающих, что предоставление истцу права ограниченного пользования земельным участком ответчика к принадлежащим истцу объектам недвижимого имущества является единственным способом обеспечения основных потребностей истца, ООО «ЭлГа» не представлены.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что вопрос об установлении сервитута не входит в предмет рассматриваемого спора, суд первой инстанции, учитывая заявленные истцом требования, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления сервитута  в рамках настоящего дела.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на решение арбитражного суда составляет 2000 рублей.

Таким образом, расходы по государственной пошлине по  апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей, понесенные заявителем апелляционной жалобы,  подлежат отнесению на ООО «ЭлГа».

Руководствуясь  статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012 по делу № А23-2131/2012 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

                            Н.В. Заикина

Судьи

                            Ю.А. Волкова

                            Л.А. Капустина

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу n А09-3462/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также