Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу n А68-6391/12 . Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А68-6391/12  

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2013.

Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2013.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Байрамовой Н.Ю., судей Игнашиной Г.Д. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Александр» на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.10.2012 по делу № А68-6391/12 (судья Косоухова С.В.), при участии от заявителя жалобы – Григорьева И.В. (приказ от 11.07.2005 № 5, паспорт), от Отдела надзорной деятельности Пролетарского района города Тулы ГУ МЧС по Тульской области – Белинского В.Ю. (доверенность от 09.02.2012 № 1721-2-1, удостоверение), установил следующее.

Оспаривая постановление (далее – отдел надзорной деятельности, административный орган) от 15.06.2012 № 268, общество с ограниченной ответственностью «Александр» (далее – ООО «Александр», общество) ссылается на его незаконность, существенные нарушения административным органом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – Кодекс), устанавливающих порядок привлечения лица к административной ответственности, а также то обстоятельство, что на момент привлечения общества к административной ответственности Правила пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03 (далее – ППБ 01-03) утратили силу, в связи с чем установленные в ходе проверки нарушения общественно опасными не являются.

Решением суда от 12.10.2012 обжалуемое постановление от 15.06.2012 № 268 изменено в части назначения наказания – размер штрафа снижен с 200 000 рублей до 150 000 рублей.

В апелляционной жалобе ООО «Александр» просит отменить решение суда от 12.10.2012 и принять по делу новый судебный акт.

Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в отношении ООО «Александр» с 05.05.2012 по 17.05.2012 отделом надзорной деятельности была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением предписания от 24.05.2011 № 1999/1/127 (1-15), в ходе которой были выявлены нарушения, о чем составлен акт от 17.05.2012                    № 194 (т. 1, л. д. 71 – 72). В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2012 № 267 за неисполнение предписания от 24.05.2011 № 1999/1/127 (1-15). Материалы направлены по подведомственности мировому судье судебного участка № 68 Пролетарского района города Тулы, решением которого 28.06.2012 ООО «Александр» было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 12 статьи 19.5 Кодекса (т. 1, л. д. 11 – 12, 16 – 19).

Одновременно 17.05.2012 отделом надзорной деятельности вынесено определение № 268 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого произведен осмотр помещений ООО «Александр» по адресу: г. Тула, ул. 5-ая Криволученская, д. 3, о чем составлен протокол осмотра помещений с приложением фототаблицы (т. 1, л. д. 20, 24 – 25, 40 – 46).

В рамках административного расследования 01.06.2012 в помещениях ООО «Александр» по адресу: г. Тула, ул. 5-ая Криволученская, д. 3 в присутствии понятых был изъят фрагмент панели, длиной 1,4 метра и шириной 0,2 метра, используемый для отделки стен лестничной клетки, ведущей со 2-го этажа здания общества (т. 1, л. д. 48). Административным органом 04.06.2012 вынесено определение о назначении пожарно-технической экспертизы. В составленном заключении содержится вывод о том, что представленный образец пластиковой панели относится к группе умеренногорючих - Г2 (т. 1, л. д. 49 – 52).

Исходя из материалов дела об административном правонарушении, 29.06.2012 отделом надзорной деятельности вынесено постановление № 268 о привлечении ООО «Александр» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса, и назначении наказания в виде штрафа в сумме 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «Александр» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изменяя обжалуемое постановление отдела надзорной деятельности, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как следует из обжалуемого постановления административного органа, обществу вменяются следующие нарушения: не оборудованы помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные автоматической установкой пожарной сигнализации; не оборудованы административные помещения системой оповещения людей при пожаре, а именно: звуковой способ (сирена, тонированный сигнал и др.). Эвакуационные выходы из административных помещений не оборудованы световыми оповещателями «Выход»; не оборудовано производственное здание системой оповещения о пожаре, а именно: звуковой способ оповещения (сирена, тонированный сигнал и др.); не демонтирована горючая отделка стен на путях эвакуации со второго этажа здания предприятия; не оборудованы производственные помещения автоматической установкой пожарной сигнализации; не оборудованы все складские помещения категории В2-В3 по пожарной опасности автоматической установкой пожарной сигнализации.

Часть 4 статьи 20.4 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами установлены ППБ 01-03 (утратили силу с 21.07.2012), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, Нормами пожарной безопасности (НПБ – 104-03) «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденными Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» установлены типы систем оповещения и определены перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Согласно таблице 2 пункта 15 административные здания до шести этажей должны иметь способы оповещения (звуковой и световой), согласно таблице 20 производственные и складские здания и сооружения (категория здания или сооружения по взрывоопасной и пожарной опасности) в зависимости от числа этажей и значения нормативного показателя оборудуются системами оповещения и управления эвакуацией людей.

В силу пункта 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

Согласно пункту 3 Приказа МЧС России от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

В соответствии с таблицей 3 НПБ 110-03 помещения иного административного и общественного назначения при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями (пункт 38 таблицы 3 НПБ 110-03); здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в п.п. 11, 13) независимо от площади оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) (пункт 9 таблицы 3 НПБ 110-03); для надземных складских помещений с категориями В2, В3 и площадью этажа до 1000 м все помещения необходимо оборудовать автоматической пожарной сигнализацией (пункт 5.2 таблицы 3 НПБ 110-03).

Судом обоснованно установлено, что в нарушение указанных норм, административные помещения и производственное здание общества не оборудованы системой оповещения людей при пожаре, а именно: звуковой способ (сирена, тонированный сигнал и др.). Эвакуационные выходы из административных помещений не оборудованы световыми оповещателями «Выход»; административные, производственные и складские помещения, категории В2 и В3 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

Согласно пункту 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Факт отделки помещения второго этажа и лестничной площадки горючим материалом – пластиковыми панелями доказан материалами дела, в том числе, протоколом осмотра от 01.06.2012, экспертным заключением от 08.06.2012 № 46-12-1.

Согласно заключению от 08.06.2012 № 46-12-1 представленный образец пластиковой панели относится к группе умеренногорючих – Г2.

Таком образом, ООО «Александр» не демонтирована горючая отделка стен на путях эвакуации со второго этажа здания предприятия.

Довод заявителя о том, что поскольку ППБ 01-03 в настоящее время утратили силу, применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации не является правонарушением, отклоняется судом по следующим основаниям.

Действительно, ППБ 01-03 утратили силу с 21.07.2012. В настоящее время следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, которые предусматривают аналогичные требования и являются действующими.

Согласно части 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

В п. 4.1.3, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации, а также функционирования систем противопожарной защиты. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе. Указанные нормативные правовые акты являются действующими.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством применение материалов с пожарной опасностью Г2 для отделки стен, потолков в вестибюлях, на лестничных клетках, лифтовых холлах не допускается.

Более того, ППБ 01-03 действовали до 21.07.2012 и на момент привлечения ООО «Александр» к административной ответственности (29.06.2012) являлись действующими и подлежащими применению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу n А09-5804/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также