Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу n А09-5693/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)11 июня 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тула Дело № А09-5693/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2013 Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2013 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) – Филилеева Ф.В. (доверенность от 09.01.2013 № 15-48/3), в отсутствие заявителя – Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3250512568, ОГРН 1093254008858), третьих лиц – Брянской городской администрации (г. Брянск), Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (г. Брянск), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.04.2013 по делу № А09-5693/2012 (судья Гоманюк Н.С.), установил следующее. Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Брянской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 27.04.2012 № 01/001/2012-611 в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйных недвижимых объектов, а именно: теплотрассы от ТК-5 до ул. Луначарского, 9а, протяженностью 131 кв. м, назначение – внешние тепловые сети. Определением Арбитражного суда Брянской области от 08.08.2012 для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Брянская городская администрация, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Определением Арбитражного суда Брянской области от 25.02.2013 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А09-3045/2012. Производство по делу возобновлено на основании определения Арбитражного суда Брянской области от 02.04.2013. Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.04.2013 заявленные управлением требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что теплотрасса от ТК-5 до ул. Луначарского, 9а, протяженностью 131 кв. м, назначение – внешние тепловые сети поставлена на кадастровый учет, поэтому является самостоятельным объектом недвижимости, вследствие чего отказ в государственной регистрации указанного объекта повлек нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку лишил его возможности легитимации в гражданском обороте спорного объекта сначала как бесхозяйного, а затем как своего собственного. Управление Росреестра по Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что теплотрасса от ТК-5 до ул. Луначарского, 9а, протяженностью 131 кв. м, назначение – внешние тепловые сети, не поставлена на кадастровый учет, поскольку кадастровый номер ей как самостоятельному объекту недвижимости не присвоен, что не позволяет рассматривать ее в качестве индивидуально-обособленного самостоятельного объекта недвижимого имущества. Кроме того, спорная теплотрасса входит в состав тепловой сети, а следовательно, является сложной вещью, в связи с чем ее государственная регистрация была возможна только в составе сложной вещи. Управление и третьи лица отзывов в материалы дела не представили. Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статей 121 – 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как усматривается из материалов дела, 29.02.2012 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением № 01/001/2012-611 о государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного недвижимого объекта, а именно: теплотрассы от ТК-5 до ул. Луначарского, 9а, протяженностью 131 кв. м, назначение – внешние тепловые сети. Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 29.02.2012 к заявлению приложен, в частности, кадастровый паспорт объекта от 28.10.2011 № 6/494, выданный областным государственным унитарным предприятием «Орловский центр «Недвижимость». Государственная регистрация постановки на учет бесхозяйного недвижимого объекта приостановлена 28.03.2012 на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Сообщением от 27.04.2012 № 01/001/2012-611 Управление Росреестра по Брянской области отказало в государственной регистрации, сославшись на то, что все объекты входят в состав сложных вещей, образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и государственная регистрация возможна только в составе сложных вещей. Заявитель, полагая, что данный отказ управления противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствие с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя. Положениями пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и Законом № 122-ФЗ. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован статьей 16 Закона № 122-ФЗ. В силу статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Статьей 17 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 3 статьи 9 Закона № 122-ФЗ к компетенции органа по государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей. Пункт 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. При этом статья 20 вышеуказанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Как установлено судом, 29.02.2012 Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Управление Росреестра по Брянской области с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйного самостоятельного объекта недвижимого имущества: теплотрассы от ТК-5 до ул. Луначарского, 9а, протяженностью 131 кв. м, назначение – внешние тепловые сети. К указанному заявлению управление приложило все документы, необходимые для регистрации бесхозяйных объектов недвижимости. 27.04.2012 Управление Росреестра по Брянской области отказало в государственной регистрации, сославшись на то, что все объекты входят в состав сложных вещей, образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и государственная регистрация возможна только в составе сложных вещей. При этом согласно представленному заявителем кадастровому паспорту данный объект состоит на кадастровом учете как отдельный объект недвижимости. Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в постановке на учет как бесхозяйного спорного объекта недвижимого имущества. Отклоняя довод Управления Росреестра по Брянской области о том, что заявленный к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объект – теплотрасса от ТК-5 до ул. Луначарского, 9а, протяженностью 131 кв. м, назначение – внешние тепловые сети – входит в состав теплосетей, вследствие чего не является самостоятельным объектом недвижимости, суд первой инстанции обоснованно указал следующее. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу n А09-7817/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|