Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2013 по делу n А23-5131/2012. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)

17 июня 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                         Дело   №  А23-5131/2012

Резолютивная часть  постановления объявлена 10.06.2013

Постановление изготовлено в полном объеме  17.06.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Игнашиной Г.Д., судей Дайнеко М.М. и Юдиной Л.А.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой А.А.,  при участии от уполномоченного органа ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги – Бурмистровой И.Е. ( доверенность от 04.10.2012) , в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги на определение Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2013 по делу № А23-5131/2012 (судья Шатская О.В.), установил следующее.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2012 по заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Триатон» должник - общество с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее – должник) признан несостоятельным (банкротом)  и в отношении  него введена процедура наблюдения.

Сведения о введении процедуры наблюдения опубликованы в газете «КоммерсантЪ» от 19.01.2013.

Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее – уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Калужской области к должнику с заявлением об установлении требования по исполнительскому сбору в общей сумме 1 128 019 рублей 81 копеек.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2013 суд  в удовлетворении заявления отказал. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, что исполнительский сбор является санкцией, он выплачивается (удерживается с должника) из денежных средств, поступивших на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, только после удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, в том числе понесенных им расходов по совершению исполнительных действий. Поскольку задолженность по исполнительным листам, за неисполнение которых был установлен исполнительский сбор, судебными приставами-исполнителями до введения в отношении должника процедуры наблюдения не была взыскана, а требования по данной задолженности включены в реестр требований кредиторов ООО «Терминал»,  то не усматривается оснований для удовлетворения заявления и включения требований уполномоченного органа по исполнительскому сбору в реестр требований кредиторов ООО «Терминал».

Не согласившись с данным судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 05.04.2013 отменить в связи с неправильным применением судом области норм материального права. Заявитель ссылается на то, что с момента введения в отношении должника процедуры наблюдения судебный пристав не вправе совершать  действия по принудительному взысканию задолженности. В случае если требования взыскателя по исполнительному документу и по основному долгу и по исполнительскому сбору не были удовлетворены до введения в отношении должника процедуры наблюдения, то кредитор вправе заявить эти требования в рамках дела о банкротстве. Такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда от 05.04.2013 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом области норм материального права, при этом исходит из следующего.

Как  видно из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по исполнительскому сбору в сумме 1 128 019 рублей 81 копейка, представив в подтверждение данной задолженности постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому округу г. Калуги Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области от 26.04.2011 (т. 1, л. д. 7-27).

Как  усматривается из вышеназванных постановлений, исполнительский сбор в сумме 1 128 019 рублей 81 копейка начислен в рамках исполнительного производства                          № 468/11/21/40, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительного листа № А23-3942/08Г-7-118 от 03.02.2009, выданного Арбитражным судом Калужской области, в связи с неисполнением должником исполнительных документов без уважительных причин в сроки, установленные для добровольного исполнения. Указанные постановления не обжаловались и не признаны незаконными, направлены должнику в установленном порядке и им получены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов направляются в арбитражный суд и  внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

С учетом даты состоявшейся публикации объявления (19.01.2013) в отношении должника и даты обращения заявителя в Арбитражный суд Калужской области с заявлением об установлении требования кредитора (06.02.2013) уполномоченный орган обратился с настоящим требованием с соблюдением срока, установленного законом.

В силу статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы вправе представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Порядок распределения денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, установлен в статье 110 данного Закона. По общему правилу, предусмотренному в этой норме права, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя имущественного характера в полном объеме.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001                   № 13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве также разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

С учетом вышеизложенного сумма исполнительского сбора является штрафной санкцией, относится к обязательным платежам, требования по которым в рамках дела о банкротстве представляются уполномоченным органом, и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в предусмотренном в пункте 3 статьи 137 Закона о банкротстве порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Кроме того, следует учитывать, что с момента введения в отношении должника процедуры наблюдения судебный пристав не вправе совершать действия по принудительному взысканию задолженности, наличие которой должно быть установлено в рамках дела о банкротстве должника по результатам рассмотрения соответствующего кредитора.

В случае  если требования взыскателя по каждому из исполнительных документов, неисполнение которых должником добровольно в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом постановлений о взыскании исполнительского сбора, не были удовлетворены до введения в отношении должника процедуры наблюдения, то кредитор был вправе заявить ответствующие требования в рамках дела о банкротстве должника.

Включение требования кредитора в реестр требований кредиторов должника направлено на удовлетворение этого требования.

Согласно определению Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2012 по делу N АА23-5131/2012 требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника, в том числе той задолженности, за неуплату которой в добровольном порядке начислен исполнительский сбор, были предъявлены в рамках дела о банкротстве ООО «Терминал», признаны судом обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования, и указанная сумма исполнительского сбора также подлежала включению в реестр кредиторов должника с особенностями, установленными пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в частности в постановлении Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2011 по делу N А08-10540/2009-11Б.

Ссылка суда области на судебную практику является ошибочной, поскольку она имеет отношение к иным фактическим обстоятельствам.

С учетом вышеизложенного определение Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2013  подлежит отмене. Требования Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги по уплате исполнительского сбора в сумме 1 128 019 рублей 81 копейка являются обоснованными.  При этом эти требования  учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

определение Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2013 по делу                              № А23-5131/2012 отменить.

Признать требования Федеральной налоговой службы в лице Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги обоснованными.

Включить требования Федеральной налоговой службы в лице Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги по уплате исполнительского сбора в сумме 1 128 019 рублей 81 копейка в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Терминал».

При этом требования по уплате исполнительского сбора в сумме 1 128 019 рублей                  81 копейка учитывать отдельно в реестре требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Терминал» и признать подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                     Г.Д. Игнашина

Судьи                                                                                                                     Л.А. Юдина

                                                                                                                             М.М. Дайнеко

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2013 по делу n А09-5881/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также