Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу n А09-6201/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

10 июля 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А09-6201/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  03.07.2013

Постановление изготовлено в полном объеме    10.07.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Юдиной Л.А., судей Токаревой М.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., при участии редактора-учредителя газеты «Комсомолец Брянска» Панихина Владимира Александровича, в отсутствие истца – открытого акционерного общества «Снежка» (г. Брянск, ОГРН 1023202140830, ИНН 3207000549), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу редактора-учредителя газеты «Комсомолец Брянска» Панихина Владимира Александровича на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2012 по делу № А09-6201/2012 (судья Азаров Д.В.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Снежка» (далее – ОАО «Снежка», истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к редакции газеты «Комсомолец Брянска», автору статьи «Пользуясь служебным положением» Владимиру Панихину о признании несоответствующими действительности, порочащими деловую репутацию ОАО «Снежка» следующих сведений, опубликованных в номере 17 (414) газеты «Комсомолец Брянска» от 11.05.2012:

«…не работала вентиляция, слабый контроль за проведением профилактических работ, отсутствие средств на обновление оборудования…»

«работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть чуть подороже, но получили ответ: вы не путайте себя с москвичами».

В ходе рассмотрения дела судом принято от истца  уточнение  ответчика по делу – редактор-учредитель газеты «Комсомолец-Брянска» Панихин Владимир Александрович.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2012 исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию ОАО «Снежка» распространенные путем публикации в номере 17 (414) от 11.05.2012  газеты «Комсомолец Брянска» (статья «Пользуясь служебным положением») следующие сведения: «работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть чуть подороже, но получили ответ: вы не путайте себя с москвичами». В удовлетворении остальной части исковых требований судом первой инстанции отказано.

В апелляционной жалобе Панихин В.А. не согласен с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции, заявитель указывает, что в тексте публикации не содержится сведений о том, что работники ОАО «Снежка» обращались с просьбами о продаже яиц по указанной цене к генеральному директору предприятия Мысковой В.А., а она соответственно отказывала в удовлетворении этих просьб. Ссылается на то, что судом первой инстанции получено подтверждение распространенных сведений. Считает, кроме того, что вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые истцом сведения распространены  «в не этичной форме», не основан на фактических обстоятельствах дела и не соответствует содержанию и смыслу публикации, поэтому не могут порочить деловую репутацию            ОАО «Снежка». Апеллянт также указывает на нарушение процессуального права, выразившегося в рассмотрении искового заявления без участия ответчика, в связи с неполучением им уведомления о назначенном судебном заседании. 

В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, поддержал их в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В связи с тем, что судебный акт первой инстанции обжалуется заявителем  лишь в части признания не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию ОАО «Снежка» следующих сведений: «работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть чуть подороже, но получили ответ: вы не путайте себя с москвичами»,  и возражений других лиц, участвующих в деле, не заявлено, решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2012 в части отказа в удовлетворении остальной части исковых требований, в силу пункта 5 статьи 268 АПК РФ, не является предметом оценки суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в номере 17 (414) от 11.05.2012 газеты «Комсомолец Брянска» была опубликована статья «Пользуясь служебным положением», содержащая, в частности, следующую информацию: «… мы получили анонимное письмо от работников «Снежки». Его авторы сообщают о причинах прошлогоднего взрыва: «не работала вентиляция, слабый контроль за проведением профилактических работ, отсутствие средств на обновление оборудования…». «Работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть подороже, но получили ответ: вы не путайте себя с москвичами!..».

Считая, что указанные сведения не соответствуют действительности и порочат его деловую репутацию, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд области мотивировал свой вывод тем, что ответчиком не доказано соответствие действительности распространенных им сведений о том, что работники  ОАО «Снежка» неоднократно обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по цене 8,5-10 рублей за десяток или даже пусть подороже, но получали ответ:  «вы не путайте себя с москвичами!..». Напротив, суд признал эти сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ОАО «Снежка», поскольку высказывания такого характера в отношении своих коллег не соответствует общепринятой этике корпоративных  отношений.

Однако с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) деловая репутация рассматривается как нематериальное благо и защищается в соответствии с Кодексом и другими законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Кодекс гражданин и юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 3) надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

В соответствии с пунктом 7 названного постановления обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Кодекса значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Из разъяснений пункта 9 постановления Пленума ВС РФ  № 3 следует, что в силу пункта 1 статьи 152 Кодекса обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Как следует из содержания статьи «Пользуясь служебным положением»,  сведения о том, что «Работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть подороже, но получили ответ: вы не путайте себя с москвичами!..» получены автором статьи - ответчиком по делу из анонимного письма работников ОАО «Снежка».

Согласно пункту 7 постановления Пленума ВС РФ № 3 не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Поскольку указанные сведения получены из анонимного письма неустановленных лиц, и как видно из контекста статьи, является мнением или убеждением авторов анонимки, то их нельзя признать утверждениями о фактах или событиях и проверить на соответствие действительности.

В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,       ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, и позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 Кодекса, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 3).

В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ содержащиеся в опубликованной в  номере 17 (414) от 11.05.2012 газеты «Комсомолец Брянска» статье «Пользуясь служебным положением»  сведения о том, что «Работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть подороже, но получили ответ: вы не путайте себя с москвичами!..», на порочащий характер которых указывает истец, суд апелляционной инстанции  приходит  к выводу о том, что статья основана на субъективных мнениях анонимных авторов  и носит оценочный характер, а указанные истцом фразы не являются сведениями о фактах, которые носят порочащий истца характер и не умаляют деловую репутацию юридического лица - ОАО "Снежка".

   Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что изложенные в статье оценочные суждения анонимных авторов касаются не деловой репутации юридического лица - ОАО «Снежка», а  директора Мысковой. Это следует из текста всей статьи, один фрагмент из которой оспаривается истцом.

            Вместе с тем,  лицо, которое полагает, что высказанное оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, затрагивает его права и законные интересы, может использовать предоставленное ему п. 3 ст. 152 Кодекса и ст. 46 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" право на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку.

            В то же время,  признанные судом первой инстанции не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ответчика указанные в резолютивной части сведения о том, что генеральный директор ОАО «Снежка» Мыскова Виктория Анатольевна в не этичной форме «не путайте себя с москвичами» отказывала работникам ОАО «Снежка» в просьбе продать им яйца по цене 8 руб.50 коп. до 10 руб. за десяток или чуть подороже, буквально не содержатся в оспариваемой статье.

            В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения в обжалуемой части.

При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2012  подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов.

В удовлетворении исковых требований, содержащихся в обжалуемой части решения, следует отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме         4 000 рублей и за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относятся на истца в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

                                                          ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2012 по делу № А09-6201/2012  отменить в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов.

Отказать в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества «Снежка» о признании несоответствующими действительности, порочащими деловую репутацию открытого акционерного общества «Снежка» распространенные путем публикации в номере 17 (414) от 11 мая 2012 года газеты «Комсомолец Брянска» (статья «Пользуясь служебным положением») сведения, содержащиеся в фразе «Работники предприятия не раз обращались к своему руководству с просьбой продать им яйца по этой же цене или даже пусть чуть подороже, но получали ответ: вы не путайте себя с москвичами!..».

Взыскать с открытого акционерного общества «Снежка» в пользу Панихина Владимира Александровича государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                                                                Л.А. Юдина   

Судьи                                                                                                                М.В. Токарева

                                                                                                                            И.Г. Сентюрина

 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу n А68-11806/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также