Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу n А54-8924/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

12 июля 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                            Дело № А54-8924/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   11.07.2013

Постановление изготовлено в полном объеме     12.07.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Волковой Ю.А. и Каструба М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой Ю.А.,  при участии от истца – Варгиной М.В. (доверенность от 09.07.2013), от Управления Федерального казначейства по Рязанской области – Кондратьевой И.А. (доверенность от 23.01.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области № А54-8924/2012 (судья Митяева Л.И.), установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Рязанская автоколонна № 1310» обратилось в арбитражный суд  с исковым заявлением к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области о взыскании убытков в размере 77 299 268 рублей 24 копеек в виде недополученной платы от перевозок льготной категории граждан за 2010 – 2011 г.г.

Определением суда от 19.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

В ходе рассмотрения дела  произведена замена ответчика – Рязанская область   в    лице     Министерства   финансов   Рязанской   области   на  надлежащего ответчика – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Определением суда от 22.01.2013 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области. 

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе УФК по Рязанской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.

Между министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее – министерство)  и МУП «Рязанская автоколонна № 1310», основным видом деятельности которого  является осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщении  25.11.2009  заключен договор № 125/02/1 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации от 25.11.2009, а также  договор от 24.11.2010  № 101/02 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации   (л. д. 12-20, том 1).

Как указано в преамбуле данных договоров, они заключены в соответствии с законом Рязанской области от 29.12.2004 № 167-ОЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов»; законов Рязанской области от 29.12.2004 № 170-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»; законом Рязанской области от 14.10.2005 № 111-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан из числа пенсионеров на территории Рязанской области; постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 03.03.2008 № 51) «Об утверждении порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области».

В соответствии с условиями  договоров Министерство транспорта Рязанской области (заказчик по договору) поручает и контролирует исполнение перевозчиком работ по перевозке граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, а МУП «Рязанская автоколонна № 1310» (перевозчик по договору) осуществляет перевозку граждан вышеуказанных категорий на условиях, установленных настоящим договором, в пределах Рязанской области на маршрутах в соответствии с расписанием движения, указанным в Приложениях № 1 «Расписание движения и перечень маршрутов», являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.

Заказчик обязуется возместить перевозчику за счет средств областного бюджета в пределах выделенных денежных средств расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан помесячным именным социальным талонам-билетам по маршрутам, указанным в Приложении № 1 к договору  (пункты 1.1, 1.2 договора).

В Приложениях № 1 к указанным договорам стороны согласовали перечень маршрутов, график работы на маршрутах и тип используемого подвижного состава (том 1, лист 34).

Срок действия договора от 25.11.2009  № 125/02/1 установлен с 25.12.2009 по 31.12.2010, а договора № 101/02 от 24.11.2010 с 25.12.2010 по 31.12.2011.

В указанных выше договорах стороны определи порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанной категории граждан.

В соответствии с пунктами 2.9, 2.10, 2.11, 3.2.2, 5.1, 5.2, 8.4 договоров целевые финансовые средства областного бюджета, определенные законодательством Рязанской области на соответствующий год для компенсации расходов перевозчика от проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в полном объеме поступают заказчику – Министерству транспорта Рязанской области через Министерство финансов Рязанской области для расчетов с перевозчиками. Полученная от Министерства финансов Рязанской области сумма финансовых средств распределяется пропорционально долевому участию МУП «Рязанская автоколонна № 1310» в общем объеме транспортной работы, выполняемой в городе и измеряемой в место - километрах, на основании заключенного соответствующего соглашения между ними. Выполненная

перевозчиком работа оплачивается заказчиком посредством перечисления денежных сумм пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.

Все   платежи    осуществляются  безналичными платежами путем перечисления заказчиком денежных средств  на расчетный счет перевозчика на основании согласованного с заказчиком акта выполненных работ. Оплата производится в течение десяти рабочих дней по окончании расчетного периода (месяца). Обязательства по расчетам за перевозку пассажиров должны быть завершены по договору № 125/02/1 от 25.11.2009 до 20 декабря 2009 года и по договору №101/02 от 24.11.2010 до 25 декабря 2010. 

Стороны согласовали пункты продажи социальных талонов-билетов, формы ведомости продажи (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, актов выполненных работ, отчетов о продаже (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, отчетов о выполнении расписания движения автобусов по согласованным маршрутам (приложения к договорам).

 МУП «Рязанская автоколонна №1310»  в 2010 и  2011 годах осуществляло перевозку граждан, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленные постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации  и Рязанской области».

Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет плату, недополученную истцом с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (таблица 38 приложения 19 к закону) Рязанской области предусмотрены межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, только на 2009 год в сумме 34239 тыс. рублей 40 копеек. В 2010 и 2011 межбюджетные трансферты Рязанской области на указанные выше цели из бюджета Российской Федерации не выделялись.

 Согласно пояснениям Министерства транспорта Рязанской области, Министерства финансов Рязанской области, а также в соответствии с Законом Рязанской области от 15.07.2010 № 60-ОЗ «Об исполнении областного бюджета», поступившие из федерального бюджета указанные денежные средства – 34 239 тысяч рублей 40 копеек израсходованы в полном объеме. 

Законом Рязанской области от 15.12.2009 № 155-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации было предусмотрено 74 522 тыс. рублей Фактически   на   указанные    цели   в   2010 году из областного бюджета было выделено 63 83 тыс. рублей 50 копеек, что подтверждено Законом Рязанской области от 20.07.2011 № 57-03 «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» (том 27, л. д. 7–8).

Законом Рязанской области от 21.12.2010 № 156-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации было предусмотрено 85 388 рублей Фактически   на    указанные   цели   в    2011   году   из  областного бюджета было выделено 85 388 833 рубля 50 копеек, что подтверждено Законом Рязанской области от 16.07.2012 № 40-03 «Об исполнении областного бюджета за 2011 год» (том 27, л. д. 9-10).

Согласно расчету истца неполученные доходы в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2010 году и в 2011 году составили 77 299 268 рублей 24 копейки.

 Факт предоставления гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, льгот при перевозке подтверждается актами выполненных работ, отчетами о продаже данных талонов-билетов (том 1, л. д. 52-73), ведомостями продажи именных социальных талонов-билетов (тома с 3 по 26).

От  реализации месячных именных социальных талонов-билетов МУП «Рязанская автоколонна № 1310»  получило доходы в 2010-2011 годах в сумме 35 249 160 рублей. Сумма денежных средств, которые истец получил бы при реализации социальных талонов-билетов по стоимости обычных проездных билетов составляет 157 397 304 рублей 25 копеек.

В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан  истцом от Министерства транспорта Рязанской области в 2010-2011 годах получено 44 848 876 рублей 01 копейка, средств бюджета Рязанской области, что подтверждено расчетом истца и платежными поручениями (том 1, л. д. 67-76).

Расчеты по компенсации истцу расходов производились путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными Министерством транс-порта Рязанской области (том 1, листы 126-151).

Таким   образом,    некомпенсированные   расходы   МУП «Рязанская автоколонна № 1310» по перевозке льготной категории граждан составили в общей сумме 77 299 268 рублей 24 копейки.

Ссылаясь на то, что денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанного договора, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 77 299 268 рублей 24 копеек убытков. При этом под убытками истец, исходя из положений пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривает плату, недополученную с граждан в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по перевозке. То есть, убытками истца являются выпадающие доходы, не полученные истцом в результате оказания услуг льготным категориям граждан по пониженным ценам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением государством мер социальной поддержки.

Установленное рядом федеральных законов право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив данное право, Российская Федерация приняла на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении определенной категории граждан.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу n А09-2517/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также