Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу n А68-3331/13. Изменить решение (ст.269 АПК)30 августа 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А68-3331/13 Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2013 Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2013 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дорошковой А.Г. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Феоктистовой Д.О., при участии от истца – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ИНН 7106503078, ОГРН 1087154003518) – Ворониной О.М. (доверенность от 07.03.2013), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ТЕХКОМСЕРВИС» (г. Тула, ОГРН 1037100320674, ИНН 7104029920) – Шуваловой Н.А. (протокол от 30.10.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ТЕХКОМСЕРВИС» на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2013 по делу № А68-3331/13 (судья Глазкова Е.Н.), установил следующее. Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ТЕХКОМСЕРВИС» (далее – общество) о взыскании 294 125 рублей 08 копеек, в том числе задолженности в сумме 266 939 рублей 52 копеек и пени в размере 27 185 рублей 55 копеек (т. 1, л. д. 6-13, 110). Решением суда от 04.07.2013 (т. 1, л. д. 121) исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением обществом обязательств по оплате землепользования. В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на то, что договор аренды земельного участка прекращен, что подтверждается уведомлением управления Росреестра по Тульской области от 09.02.2012. В связи с этим считает, что правовые основания для взыскания арендной платы отсутствуют. В отзыве министерство просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает, что уведомление о расторжении договора по инициативе арендатора в адрес истца не направлялось, ввиду чего оснований считать прекращенными арендные отношения до момента заключения договора купли-продажи земельного участка не имеется. В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. В судебном заседании 27.08.2013, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 17 час 30 мин 29.08.2013. Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит изменению. Как видно из материалов дела, на основании постановления главы города Тулы от 30.04.2003 № 619 между комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.08.2003 № 3680 (т. 1, л. д. 30), по условиям которого арендодатель предоставляет из земель поселения, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:020401:0043, площадью 998 кв. метров, расположенный по ул. Ползунова в районе дома, 9-а в Привокзальном районе г. Тулы. Земельный участок предоставляется для завершения строительства мини-торгового комплекса. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области 20.11.2003 (т. 1, л. д. 30). Срок действия договора составляет три года (пункт 2.1 договора). Разделом 4 договора на арендатора возложена обязанность ежемесячно (не позднее 10 числа) вносить арендную плату. Основанием для бесспорного изменения размера арендной платы являются соответствующие государственные или муниципальные нормативные акты. О произведенном изменении арендной платы арендодатель уведомляет арендатора непосредственно или через средства массовой информации. В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 № 293 «О внесении дополнений в постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 № 34 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены. Согласно указу губернатора Тульской области от 15.09.2011 № 1 «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области. На основании распоряжения министерства от 21.11.2011 № 205 ранее арендованный обществом земельный участок передан министерством (продавец) обществу (покупатель) по договору купли-продажи от 28.11.2011 (т. 1, л. д .87). Ссылаясь на то, что в период, предшествовавший заключению договора купли-продажи спорного земельного участка, общество не вносило арендную плату, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В силу положений статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», действующее с 04.08.2009 (далее – постановление № 582). С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Кроме того, арендная плата при аренде земельных участков должна определяться исходя из принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Как отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, Правительство Российской Федерации в постановлении № 582 определило предельные ставки арендной платы, являющиеся ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков публичными образованиями. В частности, в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 постановления № 582 арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не может превышать 2 % кадастровой стоимости этого участка. При этом указанные ставки подлежат применению с момента вступления в силу постановления № 582 – с 04.08.2009. Истец при обращении в суд исчислил размер арендной платы исходя из условий договора аренды и решения Тульской городской думы от 25.01.2006 № 7/95 «О порядке исчисления арендной платы за землю в городе Туле». Поскольку спорный земельный участок предоставлялся для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта нежилого назначения, размер арендной платы за пользование земельным участком после вступления в силу постановления № 582 не должен превышать 2 % кадастровой стоимости земельного участка. За спорный период с 18.04.2010 по 28.11.2011 размер арендной платы, с учетом предельного значения, установленного постановлением № 582, составит 127 547 рублей 72 копейки (согласно расчету истца, представленному в судебное заседание апелляционной инстанции после перерыва). Возражая против применения расчета арендной платы, исходя из постановления № 582, министерство ссылается на то, что указанный нормативный акт применяется в отношении федеральных земель и принят позднее заключения спорного договора аренды. Поэтому истец считает, что его положения не применимы к размеру платежей ответчика в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими доводами, поскольку они противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11 и сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.07.2013 по делу № А54-5868/2012, от 23.05.2013 по делу № А23-4086/2012). В данном случае положения постановления № 582 применяются к периоду пользования земельным участком после вступления в силу этого нормативного акта. Поскольку за спорный период общество не уплачивало арендную плату, подлежат удовлетворению требования министерства о взыскании неустойки. Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Заключая спорный договор, стороны предусмотрели ответственность арендатора в виде пени в размере 1 % суммы от невнесенной арендной платы за каждый месяц просрочки. Исходя из этого, неустойка на сумму задолженности, определенной по постановлению № 582, составит 12 711 рублей 19 копеек согласно (расчету истца, представленному в суд апелляционной инстанции). Ответчик контррасчет не представил, с суммой задолженности и пени, определенной на основании постановления № 582, согласился. Довод общества об отсутствии у сторон в спорный период договорных отношений, в связи с прекращением аренды и неправомерности вследствие этого требования о взыскании платы за земельный участок, подлежит отклонению. В обоснование указанного довода общество ссылается на регистрационную запись о прекращении аренды, совершенную Управлением Росреестра по Тульской области (т. 1, л. д. 98). Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление Пленума № 73), поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, то в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. Следовательно, в этом случае ввиду платности использования земли стороны не вправе установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы. Сам по себе факт погашения регистрационной записи об аренде не влияет и на ранее согласованное сторонами обязательство по уплате неустойки. Применительно к пункту 14 постановления Пленума № 73 в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего. Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу n А62-1543/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|