Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А09-9508/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)

13 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

                                                             Дело № А09-9508/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) – Жензировой О.В. (доверенность от 28.01.2013), от третьего лица – правительства Брянской области – Зубаревой К.В., в отсутствие представителей истца – общества с ограниченной ответственностью «Гросс-Авто Плюс» (г. Брянск, ИНН 3250510803,                ОГРН 1093254003666), третьих лиц: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, администрации Брянского района, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2014 по делу № А09-9508/2013 (судья Прудникова М.С.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Гросс-Авто Плюс» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – ответчик, орган кадастрового учета) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающий к участку 10, в размере его рыночной стоимости 163 тыс. рублей на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2010) (с учетом уточнения).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление), правительство Брянской области (далее – правительство), администрация Брянского района (далее – администрация).

 Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающего к участку 10, в размере его рыночной стоимости 163 тыс. рублей на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2010).

Не согласившись с решением суда, правительство Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом не был решен вопрос о проведении    экспертизы представленного истцом отчета от 02.12.2013 № 196/13 «Об определении рыночной стоимости земельного участка», выполненного ООО «Деловой союз-оценка». 

  Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 производство по делу № А09-9508/2013 было приостановлено в связи с проведением экспертизы.

 Определением от 26.06.2014 производство по делу возобновлено.

           Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 31.07.2014.

           Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.

  Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Брянского района Брянской области от 12.03.2010 № 548 «О передаче земельного участка в аренду» земельный участок с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка,                                                ул. Рославльская, прилегающий к участку 10 из земель населенных пунктов, был передан истцу для размещения парковки и благоустройства прилегающей территории (без права застройки) автотехнического центра.

  На основании указанного постановления между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 22.03.2010                       № 2352, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок находящейся по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающий к участку 10, кадастровый номер 32:02:173519:64, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 3250 кв. м. Срок действия договора установлен сторонами 5 лет с 12.03.2010 по 12.03.2015 (пункты 1.1 и 2.1 договора).

  В приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью указанного договора, арендная плата земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка,             ул. Рославльская, прилегающий к участку 10, рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равного 30,07 кв. м, что соответствует кадастровой стоимости земельного участка 97 272 рубля 50 копеек.

  Постановлением администрации от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

  В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведенья о новом значении кадастровой стоимости земельного участка с 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающий к                  участку 10.

  Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, выданной органом кадастрового учета, стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающий к участку 10, составляет 7 638 507 рублей 50 копеек.

  Вместе с тем согласно отчету от 03.12.2013 № 196/13, выполненному                                 ООО «Деловой Союз-Оценка», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 163 тыс. рублей.

  Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышены, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                                  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости –  метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11).

  Согласно заключению эксперта от 03.12.2013 № 196/13, выполненному                                 ООО «Деловой Союз-Оценка», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 163 тыс. рублей.

Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено также эксперту ООО «Деловое партнерство»  Бурыкину Вячеславу Витальевичу. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район,                            п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающего к участку 10, по состоянию на 01.01.2010.

Согласно экспертному заключению ООО «Деловое партнерство» от 23.06.2014                   № 13414 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская, прилегающий к участку 10, по состоянию на 01.01.2010 составила 255 тыс. рублей.

Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, действительно, значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств оспаривания указанного экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив представленное экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.

На основании изложенного требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:173519:64, площадью                   3250 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, п. Путевка,                          ул. Рославльская, прилегающий к участку 10, по состоянию на 01.01.2010, подлежит удовлетворению равной его рыночной стоимости в размере 255 тыс. рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А09-153/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также