Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2014 по делу n А62-1284/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

18 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А62-1284/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Русская пашня – Запад» (Смоленская область, Руднянский район, д. Березино,                      ОГРН 1076713000760,  ИНН 6713007909),  ответчика – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям                   (г. Смоленск, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056), уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Русская пашня – Запад» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.06.2014 по делу № А62-1284/2014 (судья Яковенкова В.В.), принятое в порядке упрощенного производства, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Русская пашня – Запад» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области                     с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее по тексту – административный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 13.02.2014 № СМ-ЮЛ-ЗН-0561-029/14.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.06.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.

В апелляционной жалобе ООО «Русская пашня – Запад» просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что наличие сорных растений в зимний период при наличии снежного покрова не может свидетельствовать о неиспользовании спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства; о непринятии мер по выполнению требований и мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. Полагает, что визуального осмотра земельного участка недостаточно для определения конкретных показателей зарастания земельного участка сорной растительностью, залесенности и закустаренности и отражения таких сведений в акте осмотра.      

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.     

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства,  суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа управления                         от 09.12.2013 № 647 «О проведении мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации на территории Руднянского района Смоленской области» в период с 12.12.2013 по 27.12.2013                              на вышеуказанной территории были проведены данные проверочные мероприятия.

Сотрудниками управления 13.12.2013 был составлен акт осмотра земельного участка площадью 22,2 га, с кадастровым номером 67:16:0010102:253, расположенного по адресу: Смоленская область, Руднянский район, западнее д. Лужки, ограниченный с юга автодорогой Понизовье-Лужки, в котором отражено наличие на земельном участке однолетней и многолетней сорной растительности (полынь, пижма, вейник наземный, бодяк наземный,  репейник и пр.) высотой до 0,8 м, и частично древесно-кустарниковой растительностью (ива, береза),  высотой до 2,5 м (залесенность и закустаренность составляет 40 % от площади земельного участка); наличие следов проведения агротехнических мероприятий (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности и пр.), не обнаружено. Земельный участок по всей пощади сильно задернован и закочкорен.

В ходе осмотра сделаны фотографии из точки № 1, указанной в плане-схеме земельного участка.

Открытая публикация Публичной кадастровой карты и единой электронной картографической основы выполняется в мировой системе координат в цилиндрической проекции Меркатора на сфере, основанной на сфероиде WGS84 -Web Mercator WGS 84 (Web Mercator Auxiliaiy Sphere WKID 102100).

В GPS-навигаторе Garmin eTrex, используемом для идентификации границ земельного участка, установлены параметры той же системы координат.

С целью установления правообладателя земельного участка управлением 13.12.2013 сделан соответствующий запрос в Управление Росреестра по Смоленской области.

Из предоставленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2013 следует, что земельный участок площадью 22,2 га с кадастровым номером 67:16:0010102:253, расположенный по адресу: Смоленская область, Руднянский район, западнее д. Лужки, ограниченный с юга автодорогой Понизовье-Лужки, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, принадлежит на праве собственности ООО «Русская пашня – Запад».

В связи с наличием признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, с учетом характера выявленной в ходе осмотра растительности, отсутствием следов ведения сельскохозяйственного производства, задернованностью и закочкоренностью земельного участка, 16.12.2013 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2              статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

Определением управления от 16.01.2014 срок проведения административного расследования по делу был продлен на один месяц.

Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управлением 28.01.2014 составлен протокол об административном правонарушении № СМ-ЮЛ-ЗН-0551-008/14.

В тот же день было вынесено предписание № СМ-ЗН-0551-008/14 об устранении нарушений требований земельного законодательства.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Понкратенков В.А. вынес постановление от 13.02.2014                               № СМ-ЮЛ-ЗН-0561-029/14  о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 45 тысяч рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Русская пашня – Запад» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Смоленской области исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия оснований для применения                             статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв                   от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации                                     (далее по тексту –  ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Частью 1 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В статье 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), –  в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом, как справедливо заключено судом первой инстанции, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и  кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.

В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

На основании ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения»                                      под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков. Сорные растения (сорняки) – дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для производства сельскохозяйственной продукции с кадастровым номером 67:16:0010102:253, общей площадью 22,2, га, расположенного по адресу: Смоленская область, Руднянский район, западнее д. Лужки, ограниченный с юга автодорогой Понизовье-Лужки, ООО «Русская пашня – Запад» не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса, является правомерным.

Событие

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2014 по делу n А09-3892/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также