Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А09-4313/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

27 октября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-4313/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   27.10.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-Строительная компания «Столица» (г. Москва, ОГРН 1137746330281, ИНН 7721791792) – Кузнецова С.И. (доверенность от 10.10.2013), в отсутствие представителей  ответчиков – комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1063250032504, ИНН 3250067042) и муниципального образования «город Брянск» в лице финансового управления Брянской городской администрации (г. Брянск,                       ОГРН 1023202742089, ИНН 3201005318), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2014 по делу № А09-4313/2014 (судья Матвеева Н.И.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Ремонтно-Строительная компания «Столица» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее – ответчик, комитет) о взыскании                                                     3 793 348 рублей 01 копейки задолженности по оплате работ, выполненных в соответствии с муниципальным контрактом от 01.10.2013                                                      № 0127300013113000903_123266.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать с комитета по                  ЖКХ Брянской городской администрации 3 793 348 рублей 01 копейку долга (стоимость выполненных работ) по муниципальному контракту от 01.10.2013                                                   № 0127300013113000903_123266, а при недостаточности денежных средств у комитета в порядке субсидиарной ответственности взыскать денежные средства в указанной сумме с казны МО «город Брянск».

Определением суда от 21.05.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование «город Брянск» в лице финансового управления Брянской городской администрации.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением комитетом обязательств по оплате подрядных работ, выполненных обществом в рамках муниципального контракта.

           В апелляционной жалобе комитет просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель  указывает на то, что причиной неисполнения обязательства по оплате явилось отсутствие бюджетного финансирования и невыделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности, а  поскольку комитет является казенным учреждением, уплата задолженности в отсутствие финансирования невозможна.

           Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

           Как усматривается из материалов дела, 01.10.2013 между комитетом (муниципальный заказчик) и обществом (подрядчик) на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12.09.2013 № 0127300013113000903-3 был заключен муниципальный контракт № 0127300013113000903_123266 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту (с приложением к договору), согласно которому подрядчик обязался выполнить в течение 80-ти календарных дней с момента подписания настоящего контракта по заданию муниципального заказчика работу «Капитальный ремонт жилого дома № 70 по ул. Тельмана (общежитие) в Володарском районе г. Брянска» в соответствии с утвержденной проектной документацией и сдать результат работы представителю муниципального заказчика (пункты 1.1, 1.2 контракта).

           Работа считается выполненной после подписания представителем и подрядчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанной муниципальным заказчиком и подрядчиком на дату приемки работ (пункт 3.3 контракта).

           Цена настоящего муниципального контракта твердая и остается неизменной до установленной даты завершения работ на объекте; стоимость работ по настоящему контракту (цена) составляет 3 793 348 рублей 01 копейку, из них НДС (18 %) –                              578 646 рублей 31 копейка (пункт 4.2 контракта).

           Муниципальный заказчик обязан осуществлять финансирование работы за счет бюджета города по статье расходов: «ВЦП г. Брянска «Первоочередные мероприятия по повышению срока эксплуатации конструктивных элементов и инженерных коммуникаций

многоквартирных домов и общежитий города Брянска» на 2013 – 2017 годы»; проводить оплату выполненных и принятых через своего представителя объемов работ путем перечисления подрядчику средств в течение 3-х банковских дней с даты поступления средств на лицевой счет муниципального заказчика; производить расчеты с подрядчиком с учетом выполненных и принятых через своего представителя объемов работ в пределах установленной цены контракта (пункты 5.2.1 – 5.2.3 контракта).

           Ежемесячно до 1-го числа следующего за отчетным месяца подрядчик представляет представителю акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты другие документы (пункт 6.2 контракта).

           По результатам приемки объекта представителем оформляется акт приемки в эксплуатацию законченного производством работ объекта от подрядчика (пункт 6.6 контракта).

           Основанием для взаиморасчетов между муниципальным заказчиком и подрядчиком являются представленные справки о стоимости выполненных работ и затрат                             (форма КС-3), заверенные муниципальным заказчиком и подрядчиком, акты о приемке выполненных работ (форма КС-3), заверенные представителем и подрядчиком; оплата за фактически выполненные работы производится по безналичному расчету до 31.12.2013; муниципальный заказчик перечисляет со своего лицевого счета, открытого в органе Федерального казначейства, средства в пределах цены настоящего контракта, на лицевой счет подрядчика в течение 3-х банковских дней со дня поступления средств на счет муниципального заказчика (пункты 7.1 – 7.3 контракта).

           Пунктом 12.1 муниципального контракта стороны предусмотрели соблюдение претензионного порядка рассмотрения разногласий, которые могут возникнуть при исполнении настоящего контракта.

           Во исполнение условий вышеуказанного договора истец (подрядчик) выполнил предусмотренную договором работу на общую сумму 3 793 348 рублей 01 копейку, что подтверждается подписанными сторонами без замечаний актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 22.11.2013 № 1 на сумму 1 511 886 рублей 37 копеек, от 22.11.2013 № 2 на сумму 21 021 рубля 71 копейки, от 22.11.2013 № 3 на сумму                                                               174 519 рублей 03 копейки, от 22.11.2013 № 4 на сумму 50 295 рублей 47 копеек, от 19.12.2013 № 5 на сумму 194 678 рублей 36 копеек, от 19.12.2013 № 6 на сумму                             4818 рублей 31 копейки, от 19.12.2013 № 7 на сумму 66 514 рублей 71 копейки, от 19.12.2013 № 8 на сумму 129 279 рублей 21 копейки, от 19.12.2013 № 9 на сумму                              76 800 рублей 08 копейки, от 19.12.2013 № 10 на сумму 1 563 534 рублей 76 копеек, а также справками о стоимости выполненных работ и затрат (форм КС-3) от 22.11.2013 № 1 на сумму 1 757 722 рубля 58 копеек и от 19.12.2013 № 2 на сумму                                                      2 035 625 рублей 43 копейки.

           На оплату выполненных работ истец выставил ответчику счета от 22.11.2013 № 038 на сумму 1 757 722 рубля 58 копеек и от 19.12.2013 № 053 на сумму                                                       2 035 625 рублей 43 копейки.

           Ответчик, приняв выполненные истцом работы, их оплату не произвел.

           Письмом от 01.03.2014 общество направило в адрес комитета требование (претензию) об оплате стоимости выполненных работ по договору строительного подряда в сумме 3 793 348 рублей 01 копейки, в которой со ссылкой на муниципальный контракт от 01.10.2013 № 0127300013113000903_123266 и неоплату комитетом выполненных обществом работ просило оплатить указанную задолженность в течение 10-ти календарных дней.

           Комитет на претензию не ответил, в добровольном порядке задолженность не погасил.

           Неоплата ответчиком выполненных истцом работ по муниципальному контракту от 01.10.2013 № 0127300013113000903_123266 послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.

            Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции признал требования истца правомерными.

           Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

           В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  –                     ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

           В связи с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

           В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из муниципального контракта от 01.10.2013 № 0127300013113000903_123266, который по своей правовой природе является договором подряда и регулируется нормами главы 37 ГК РФ.

Правоотношения сторон, возникшие между истцом и ответчиком на основании  государственного контракта, регулируются главой 4 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, размещение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9  Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.

Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном  Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

К государственному контракту применяются общие положения  Гражданского кодекса Российской Федерации и договора подряда (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

           Согласно пункту 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

           В силу положений статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

           Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.

           Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711 и 746 ГК РФ).

           Из пункта 4 статьи 753 ГК РФ следует, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

           Таким образом, документом, удостоверяющим выполнение подрядчиком работ и их приемку заказчиком, является акт приемки работ.

Факт выполнения работ подтвержден имеющимися в материалах дела актами формы КС-2, КС-3, подписанными комитетом без возражений. Подписание сторонами актов приемки выполненных работ без замечаний по объему и стоимости работ свидетельствует о согласовании сторонами данных показателей.

Доказательств полной оплаты выполненных истцом работ на момент

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А09-5152/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также