Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу n А31-8102/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 22 апреля 2010 года Дело № А31-8102/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поляшовой Т.М., судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Поляшовой Т.М., без участия представителей сторон рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кадыйского муниципального района на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2010 по делу № А31-8102/2009, принятое судом в составе судьи Романова В.Н., по иску общества с ограниченной ответственностью «Барс» к Кадыйскому муниципальному району в лице Администрации Кадыйского муниципального района, Костромской области в лице Департамента строительства Костромской области и Департаменту финансов Костромской области, о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Барс» (далее – истец, ООО «Барс») обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Администрации Кадыйского муниципального района о взыскании 1 099 378 руб. 66 коп. задолженности по муниципальному контракту от 02.06.2008 № 38 и 117 412 руб. 36 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Предъявленные истцом требования основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определением Арбитражного суда Костромской области от 04.12.2009 в качестве надлежащего ответчика при рассмотрении данного дела привлечен Кадыйский муниципальный район в лице Администрации Кадыйского муниципального района (далее – администрация, ответчик, заявитель). В качестве соответчиков привлечена Костромская область в лице Департамента строительства Костромской области (далее – Департамент строительства) и Департамент финансов Костромской области (далее – Департамент финансов). Определением Арбитражного суда Костромской области от 25.12.2009 в качестве представителя казны муниципального образования Кадыйский муниципальный район привлечен финансовый отдел Администрации Кадыйского муниципального района. Администрация с иском не согласна, ссылается на заключенный с Департаментом строительства договор о совместной деятельности. Департамент строительства признал законность исковых требований, указал, что задолженность подлежит взысканию с администрации, являющейся заказчиком по контракту № 38. Департамент финансов в отзыве на иск указал, что ни Костромская область, ни Департамент финансов, ни Департамент строительства не являются сторонами муниципального контракта № 38, и соответствующих обязательств для них законом, иными правовыми актами или гражданско-правовым соглашением не предусмотрено. Денежные средства предусматривались Кадыйскому муниципальному району не в силу гражданско-правовых обязательств по конкретному муниципальному контракту, а в рамках межбюджетных отношений в соответствии с требованиями статей 13 и 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде субсидий на софинансирование объектов капитального строительства. Возражает в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку в действиях муниципального образования отсутствует вина и в форме умысла и в форме неосторожности. Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2010 с муниципального образования Кадыйский муниципальный район Костромской области за счет муниципальной казны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Барс» взыскано 1 099 378 руб. 66 коп. задолженности, 93 790 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 17 532 руб. 84 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, администрация свои обязательства по контракту исполнила надлежащим образом. Оставшаяся часть долга неуплачена в связи с неисполнением Департаментом строительства условий договора о совместной деятельности. Кроме того, указывает на отсутствие объективной возможности своевременного исполнения условий контракта, в связи с чем, требование о взыскании процентов не должно быть удовлетворено. Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Считает, что обязательства по оплате муниципального контракта возникли у ответчика. Департамент строительства в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения. Финансовый отдел Администрации Кадыйского муниципального района отзыв не представил. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов. Как следует из материалов дела, 11.01.2008 между Департаментом строительства и Администрацией заключен договор № 2 о совместной деятельности (л.д. 26), в соответствии с условиями которого, Департамент строительства обязался финансировать, а Администрация - выполнить функции заказчика-застройщика по объекту: «Реконструкция котельной АООТ «Кадыйсельхозтехника» с заменой котлов на работу на твердом топливе». В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 договора от 11.01.2008 Департамент принял на себя обязательство перечислить в 2008 году на реконструкцию названного объекта средства из областного бюджета в размере 2 000 000 руб., тогда как администрация - в сумме 300 000 руб. Пунктом 5.1 данного договора Департамент строительства и Администрация согласовали, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В дальнейшем, 02.06.2008 по итогам проведенных открытых торгов Администрация Кадыйского муниципального района заключила с ООО «Барс» муниципальный контракт №38 на выполнение строительно-монтажных работ (л.д. 7-11), в соответствии с условиями которого, истец обязался выполнить по заданию заказчика строительно-монтажные работы по объекту: «Реконструкция котельной ОАО «Кадыйсельхозтехника» с заменой котлов на работу на твердом топливе (далее - контракт). Стоимость работ согласно пункту 2.1 контракта составила 1 800 000 руб. Источниками финансирования строительства определены областной и районный бюджет (пункт 2.2 контракта). Оплата выполненных работ согласно пункту 2.5 контракта осуществляется в два этапа. В рамках первого этапа заказчик вносит авансовый платеж в сумме 100 000 руб. в срок не позднее 10 числа с момента поступления банковских дней с момента поступления бюджетных средств на оплату аванса из областного бюджета. Окончательный расчет производится заказчиком после подписания акта выполненных работ в течение 10 дней со дня поступления бюджетных средств. Срок выполнения работ по контракту определен сторонами с июня 2008 года до 1 сентября 2008 года (пункт 3.1). Истец обусловленные муниципальным контрактом работы в полном объеме выполнил. Ответчик оплату стоимости выполненных работ не обеспечил, задолженность оплатил частично. Остаток неоплаченной задолженности за выполненные работы в размере 1 099 378 руб. 66 коп. подтвержден сторонами в акте взаимных расчетов по контракту №38, подписанном без возражений и замечаний. 07.10.2009 истец направил в адрес Администрации претензию с требованием погасить оставшуюся сумму задолженности, которая осталась без ответа. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по данному делу. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). На момент рассмотрения дела судом первой инстанции муниципальный контракт №38 от 02.06.2008 сторонами в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействительным. Действия, направленные на изменение либо прекращение его условий сторонами не предпринимались. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, истец свои обязательства по контракту выполнил. Претензий по качеству и срокам исполнения контракта не предъявлено. Факт, объемы и стоимость выполненных работ администрацией не оспаривается. Задолженность частично оплачена. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Таким образом, учитывая, что ответчик не оплатил задолженность за выполненные по муниципальному контракту работы в размере 1 099 378 руб., доказательств оплаты долга в суд не представил, суд апелляционной инстанции считает удовлетворение требований истца правомерным. В апелляционной жалобе администрация указывает, что свои обязательства по контракту исполнила надлежащим образом. Оставшаяся часть долга неуплачена в связи с неисполнением Департаментом строительства условий договора о совместной деятельности. В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. В силу положений абзаца 1 части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Костромская область в лице Департамента строительства муниципальный контракт №38 не подписывало, работы для себя не заказывало, соответственно в спорном обязательстве в качестве стороны не участвует, обязательств по оплате выполненных работ перед истцом не имеет. В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, но данный факт не порождает для третьего лица (Костромской области в лице Департамента строительства) обязанности исполнения за ответчика денежного обязательства по данной сделке. Отказ администрации от оплаты выполненных работ не может определять надлежащий порядок исполнения муниципального контракта, который в соответствии со статьями 190, 711, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации может определяется календарной датой, истечением времени либо событием, которое неизбежно должно наступить (принятием работ, подписанием акта, и т.д.). Таким образом, в данном случае, указанное условие контракта, определяющее порядок оплаты за выполненные подрядные работы по мере поступления бюджетных денежных средств (пункт 2.5 контракта), в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным, поскольку расчеты не могут быть поставлены в зависимость от перечисления ответчику каких-либо денежных средств от третьего лица. Кроме того, ненадлежащее исполнение Департаментом строительства условий договора о совместной деятельности от 01.01.2008 № 2 являющегося самостоятельной сделкой между Департаментом строительства и Администрацией, не может служить основанием для отказа истцу в оплате заказанных работ по муниципальному контракту. В силу пункта 5.2 данного договора (от 01.01.2008) Департамент несет самостоятельную ответственность перед администрацией за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по финансированию. Таким образом, учитывая обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, обязанность по оплате выполненных в рамках муниципального контракта работ, лежит на администрации как муниципальном заказчике в полном объеме. За неисполнение администрацией обязанности по оплате выполненных работ истцом начислены и предъявлены ко взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 117 412 руб. 36 коп. за период с 15.10.2008 по 05.10.2009. На основании Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу n А28-16730/2009. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|