Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу n А29-4050/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

11 ноября 2011 года

Дело № А29-4050/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.   

Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кобелевой О.П.,

судей Пуртовой Т.Е., Сандалова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Сазоновой Е.В., действующей на основании доверенности от 31.12.10,

представителей ответчика (Фонда) Лодыгина М.А., действующего на основании доверенности от 01.07.11, Книгиной И.В., действующей на основании доверенности от 03.10.11,

представителя третьего лица  Бровкиной М.Ю., действующей на основании доверенности от 02.11.11,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи" 

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.08.2011 по делу № А29-4050/2011, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,

по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми Государственные аптеки (ИНН: 1101487569, ОГРН 1061101040032, Республика Коми, г. Сыктывкар)

к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи" (ИНН: 1103020988, ОГРН: 1021100812105, Республика Коми, г. Воркута)

 Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355),

третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми (ИНН, Республика Коми, г. Сыктывкар)

о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

 

государственное унитарное предприятие Республики Коми Государственные аптеки (далее – ГУП РК, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи" (далее – МУЗ, заявитель), Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее – Фонд) о взыскании с надлежащего ответчика 306 366,60 руб. стоимости поставленного товара.

Исковые требования основаны на статьях 1102, 1105 Гражданского кодекса РФ и мотивированы наличием задолженности по оплате стоимости поставленного товара.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее – Минздрав РК, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.08.2011 исковые требования удовлетворены частично: с МУЗ в пользу истца взыскано 306 366,60 руб. неосновательного обогащения. В удовлетворении исковых требований к Фонду отказано.

МУЗ с принятым решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.08.2011 не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.

По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции основано на неправильном применении судом норм материального права. Заявитель полагает, что возмещение МУЗ денежных средств за использование лекарственных средств и изделий медицинского назначения в порядке ст. 1105 ГК РФ противоречит действующему гражданскому законодательству, т.к. согласно ст. 1109 ГК РФ не  подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения имущество во исполнение несуществующего обязательства, в силу того, что истец, требующий возврата имущества в натуре (ст. 1104 ГК РФ) или возврата его стоимости (ст. 1105 ГК РФ) знал об отсутствии обязательства перед МУЗ по поставке товара на сумму 306 336,60 руб.

ГУП РК в отзыве на апелляционную жалобу указал, что товар был получен МУЗ без надлежащих правовых оснований, возражений относительно количества и ассортимента товара не поступало, факт заведомого осознания отсутствия обязательства приобретателем не доказан, товар на сумму 303366 руб. 60 коп. был необходим учреждению и использован им на лечение больных, возврат лекарственных средств в натуре невозможен.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу считает, что представленными в дело доказательствами подтверждается факт поставок истцом в адрес ответчика лекарственных средств сверх установленных государственными контрактами количеств, а также факт принятия товара ответчиком, положения статьи 1109 Гражданского кодекса применяются в случае, когда лицо, предоставившее имущество, действовало с намерением одарить другую сторону и с осознанием отсутствия обязательств перед последней, доказательств наличия таких обстоятельств не имеется.

Минздрав РК в отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы ответчика, полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, сделаны при неправильном применении норм материального права, факт превышения объема поставок переданного МУЗ товара не может считаться доказанным, приложения к госконтрактам не содержат сведений по наименованиям, объему, стоимости лекарственных средств, подлежащих поставке каждому из покупателей, судом не применен подлежащий применению ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 года, источником финансирования на исполнение госконтрактов является Фонд обязательного медицинского страхования РК, МУЗ является лишь получателем товара и обязательств по финансированию поставок не несет.

 Заявитель  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.

Судебное заседание по делу проведено с использованием системы видеоконференц-связи.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 29.08.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2006 № 323, между Минздравом РК (заказчик) и ГУП РК (поставщик) заключены следующие государственные контракты:

-                    государственный контракт на поставку химических реактивов, расходных реагентов и материалов для учреждений здравоохранения Республики Коми от 21.02.2007 №  ЕП 002/024;

-                    государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов для учреждений здравоохранения Республики Коми от 26.02.2007 №  ЕП 005/024;

-                    государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми от 04.04.2007 № ТП 029/095.

В соответствии с условиями заключенных государственных контрактов поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов (далее – товар) для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми, наименование, количество и цена которых указаны в Приложениях № 1 к контрактам, являющихся их неотъемлемыми частями. Государственными контрактами предусмотрено, что источниками финансирования являются  внебюджетные средства (средства ФОМС РК); местом доставки товара являются аптечные учреждения в населенных пунктах согласно Приложениям № 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно Приложениям № 3.

Согласно пунктам 4.2 госконтрактов № ЕП 002/024 от 21.02.2007, № ЕП 005/024 от 26.02.2007 оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30% согласно договору поставки перечисляется в течение 10 календарных дней со дня их подписания. Оставшиеся 70% перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления исполнителем пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения фармацевтическими препаратами учреждений здравоохранения Республики Коми и отдельных категорий граждан.

Согласно пункту 4.2 госконтракта № ТП 029/095 от 04.04.2007 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение госконтракта в размере 5 000 000 рублей. Последующая  оплата ежемесячно до 5 числа следующего месяца после получения Фондом уведомления от фармацевтической организации о факте отпуска товара в лечебно-профилактическое учреждение, подтвержденное извещениями ЛПУ.

В Приложениях № 1 к госконтрактам содержатся спецификации; в приложениях № 2 – список получателей.

09.01.2008 между Фондом (заказчик) и ГУП РК (поставщик) заключен государственный контракт № К 07/2-07 на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения ЛПУ, работающих в системе обязательного медицинского страхования, согласно которому заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства поставить медикаменты получателям – лечебно-профилактическим учреждениям Республики Коми – лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с отгрузочной разнарядкой, являющейся неотъемлемой частью  контракта (приложение № 1) (п. 1.1).

Порядок поставки товара установлен разделом 3 контракта: доставка товара до получателя производится поставщиком его транспортом или путем отгрузки авиа, железнодорожным, автомобильным транспортом за счет поставщика в соответствии с отгрузочной разнарядкой (п. 3.1). днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата, указанная получателем в накладной при получении товара (п. 3.2). Срок поставки товара: в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта (п. 3.3). Каждая партия товара должна сопровождаться счетом-фактурой, накладной, документами о качестве товара (п. 3.5).

Общая цена контракта составляет 312 109,90 руб. и включает в себя стоимость товара, доставку товара в ЛПУ в соответствии с приложением № 1, хранение, соответствующую упаковку, страхование, обеспечение подтверждения качества лекарственных средств, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей (п. 4.1).

На основании п. 4.2 оплата товара производится заказчиком поэтапно: 30% в течение 10 банковских дней со дня подписания контракта; 70% перечисляются по факту поставки и предоставлению заказчику документов, подтверждающих факт получения лекарственных средств ЛПУ.

В приложении № 1 к контракту указана отгрузочная разнарядка

Также между Фондом (заказчик) и ГУП РК (поставщик) заключены государственные контракты от 06.02.2008 № А 01/08 и от 10.02.2008 № А 58/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на 1 полугодие 2008, по условиям которых поставщик поставляет, а заказчик оплачивает товар, исходя из условий открытого аукциона А-007 в соответствии со Спецификацией (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью данного контракта (пункты 2.1).

Согласно пунктам 2.3 местом поставки являются получатели, указанные в приложении № 2 к контрактам, местом централизованного хранения является уполномоченная организация.

По условиям пунктов 3.2.1 поставщик обязался произвести поставку товара уполномоченной организации  в течение 10 дней с даты заключения контрактов – 50% объема поставки, оставшиеся 50% - в период с 01 апреля 2008 по 30 апреля 2008 года с последующей передачей получателю на основании договора, заключенного между поставщиком и уполномоченной организацией.

В соответствии с пунктами 4.3 датой поставки товара является дата приемки товара получателем и подписание им накладных. При передаче товара уполномоченной организации поставщик предоставляет в 4 экземплярах следующие документы: счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой  на номер контрактов в электронном (в формате, установленном заказчиком) и бумажном виде; а также сертификаты соответствия и другие необходимые документы, подтверждающие качество товара. Для оплаты товара поставщик представляет заказчику счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным, на электронном и бумажном носителях в формате, установленном заказчиком.

Цена контрактов, условия и порядок расчетов предусмотрены разделами 5: цена за поставляемый товар установлена в соответствии с результатами аукциона ОА-007 и указывается в спецификации (приложение № 1) (п  5.1). Общая сумма контракта от 06.02.2008 № А 01/08 составляет 2 983 557,00 руб.; общая сумма контракта от 10.02.2008 № А 58/08  составляет 5 768 452,44 руб (п. 5.2). Цена товара включает в себя стоимость товара, стоимость доставки товара до адреса поставки, оплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, стоимость ответственного хранения, стоимость доставки товара до адреса получателя от места централизованного хранения, а также иные затраты и издержки поставщика по исполнению контрактов. Цена единицы  товара установлена в рублях согласно спецификации  на товар (п. 5.3). Цены на товар остаются фиксированными на весь срок действия контракта. (п. 5.4) Оплата производится с расчетного счета заказчика в течение срока действия контрактов (п. 5.5). Датой платежа считается дата отметки банка заказчика на платежном поручении о списании денежных средств с расчетного счета заказчика (п. 5.6). Оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30% - по 10% ежемесячно с момента заключения контракта; оставшиеся 70% перечисляются поставщику в течение 5 дней с момента получения заказчиком документов, указанных в п. 4.3 контрактов (п. 5.8).

В приложении № 1 к контрактам содержатся спецификации. В приложении № 2 – список получателей.

Во исполнение условий заключенных гос.контрактов истец по товарным накладным от 30.01.2008 № 110106.1, от 07.03.2008 № 760, от 12.03.2008 № ВР002049, от 09.04.2008 № 110337.1, от 16.04.2008 № 110376.1, от 20.05.2008 № 11000405.1, № 11000407.1 и № 11000408.1, от 18.06.2008 № 11000424.1, от 23.06.2008 № 11000426.1 поставил в МУЗ товары медицинского назначения и лекарственные средства на общую сумму 421 740 рублей

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу n А28-4918/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также