Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2012 по делу n А28-7258/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 11 января 2012 года Дело № А28-7258/2011-235/2 Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 11 января 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Великоредчанина О.Б., судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мезриным Д.А., при участии в судебном заседании представителей: истца – Чеглакова Н.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2012 № 1-02-20, третьего лица – Поповой С.Г., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 № 53-04, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2011 по делу А28-7258/2011-235/2, принятое судом в составе судьи Шубиной Н.М. по иску администрации Слободского муниципального района Кировской области (ОГРН: 1024301078944, адрес: Кировская область, г. Слободской, ул. Советская, д. 86) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третье лицо – Департамент финансов Кировской области) о взыскании 26 141 руб. 03 коп., у с т а н о в и л : администрация Слободского муниципального района Кировской области (далее – Администрация, Истец) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с основанным на статьях 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) иском (с учетом его уточнений) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России, Ответчик, Заявитель) за счет средств казны Российской Федерации 26 141 руб. 03 коп. убытков (далее – Убытки), возникших у Истца в связи с возмещением расходов медицинского работника муниципального лечебно-профилактического учреждения «Вахрушевская городская больница» Алешиной Л.А. (далее – Алешина, Медицинский работник) по оплате предоставленных ей в 2008 – 2009 годах коммунальных услуг по отоплению жилого помещения Медицинского работника. К участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Кировской области (далее – Департамент, Третье лицо). Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2011 иск Администрации удовлетворен – с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области взысканы 26 141 руб. 03 коп. Убытков. Не согласившись с названным решением суда первой инстанции, Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить упомянутое решение и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Администрации. В обоснование апелляционной жалобы Заявитель указывает, в частности, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Кировская область в лице Департамента, поскольку в соответствии со статьями 2, 6 Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселениях городского типа Кировской области» (далее – Закон Кировской области) медицинским работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, компенсация выплачивается за счет средств областного бюджета. Истец в своем отзыве на апелляционную жалобу Ответчика просит оставить эту жалобу без удовлетворения. Департамент свой отзыв на апелляционную жалобу Минфина России не представил. Заявитель явку своего представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба Заявителя рассмотрена в отсутствие его представителя. В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Истца и Третьего лица просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Ответчика по основаниям, указанным в отзыве Администрации на эту жалобу. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2011 проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка № 40 Слободского района Кировской области от 24.02.2011 (далее – Решение мирового судьи), оставленным без изменения апелляционным определением Слободского районного суда Кировской области от 04.05.2011, с Истца в пользу Алешиной взысканы 26 141 руб. 03 коп. в связи с непредоставлением в 2008 - 2009 годах льгот по оплате отопления жилого помещения Медицинского работника (далее – Льготы). Во исполнение названного решения мирового судьи Истец платежным поручением от 17.08.2011 № 1753 перечислил Алешиной 26 141 руб. 03 коп. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 50 статьи 35 Закона № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Закона № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - их органами государственной власти, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление) разъяснено, что, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В соответствии с пунктом 19 Постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Вопросы социальной поддержки медицинских работников не отнесены статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района. При этом в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 19 и пунктом 3 статьи 20 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия, в частности, федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе, субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия, в частности, муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и такие расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ. В силу пунктов 1 и 2 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти. Таким образом, передача в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Закона № 122-ФЗ органам местного самоуправления вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения не означает, что предоставление медицинским работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должно финансироваться за счет собственных средств бюджета соответствующего муниципального образования. Напротив, из перечисленных выше норм права следует, что финансирование предоставления упомянутых льгот производится за счет соответствующих субвенций из федерального бюджета. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 01.03.2007 № 129-О-П, от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О и от 01.12.2005 № 521-О, а также в постановлениях от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П и от 23.04.2004 № 9-П неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в связи с чем Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2012 по делу n А31-3539/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|