Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по делу n А82-8226/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 22 февраля 2012 года Дело № А82-8226/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Немчаниновой М.В., судей Хоровой Т.В., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2011 по делу №А82-8226/2011, принятое судом в составе судьи Кокуриной Н.О., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярославская Мебельная Компания» (ИНН: 7603048319, ОГРН: 1117603000734) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля (ИНН: 7603007070, ОГРН: 1047600209931), о признании незаконными действий, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ярославская Мебельная Компания» (далее – ООО «ЯМК», Общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2011 заявленные требования ООО «ЯМК» удовлетворены: суд признал оспариваемые действия налогового органа незаконными и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. В апелляционной жалобе Инспекция указала на пропуск Обществом пятидневного срока, исчисляемого с даты постановки на учет в налоговом органе, на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. В связи с этим налоговый орган считает, что им правомерно в ответ на заявление Общества направлено сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Инспекция настаивает, что в сообщении не имеется выводов об отказе либо об удовлетворении заявления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения, сообщение не противоречит требованиям пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, носит уведомительный характер и не нарушает права заявителя. По мнению налогового органа, злоупотребление правом допущено самим налогоплательщиком. Также Инспекция указывает, что Общество считало себя плательщиком налогов по общей системе налогообложения, подавало в Инспекцию соответствующие налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность. Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган вынудил Общество подавать отчетность по общей системе налогообложения, Инспекция считает необоснованным. Более подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе. ООО «ЯМК» отзыв на апелляционную жалобу не представило. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Инспекция представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 23.03.2011 в Единый государственный реестр внесена запись о создании юридического лица - ООО «ЯМК», которое зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1117603000734. О государственной регистрации организации выдано свидетельство (лист дела 6). 31.03.2011 Общество по почте направило в Инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Данное заявление получено налоговым органом 05.04.2011 (листы дела 47-49). В ответ на заявление Общества Инспекция направила сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 05.05.2011 № 10-19/5. Сообщение мотивировано нарушением сроков, установленных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (лист дела 8). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 01.07.2011 № 254 жалоба ООО «ЯМК» на сообщение Инспекции от 05.05.2010 № 10-19/5 о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения оставлена без удовлетворения. Общество, считая, что фактически данное сообщение означает отказ в применении упрощенной системы налогообложения, обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании действий налогового органа незаконными. Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался пунктом 2 статьи 22, пунктом 1 статьи 32, пунктом 1 статьи 346.11 и пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Инспекция своими действиями, не соответствующими закону, по сути, воспрепятствовала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения, чем нарушила права и законные интересы Общества. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Из приведенной нормы права не следует, что срок, указанный в пункте 2 статьи 346.13 НК РФ, является пресекательным и нарушение этого срока является безусловным основанием для отказа в переводе на упрощенную систему налогообложения. При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно исходил из того, что фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о её первоначальном выборе. Поэтому заявление о применении упрощенной системы носит заявительный (уведомительный) характер, не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Нормы главы 26.2 Налогового кодекса РФ не предоставляют налоговому органу права запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, а нарушение налогоплательщиком организационного срока подачи заявления, установленного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, не лишает его права на применение упрощенной системы налогообложения. Из материалов дела видно и установлено судом первой инстанции, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано Обществом с незначительным нарушением пятидневного срока, исчисляемого с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (фактически на шестой рабочий день с даты постановки на учет в налоговом органе). В силу пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 346.13 НК РФ праву налогоплательщика на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения корреспондирует обязанность налогового органа на его рассмотрение (пункт 2 статьи 22, подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщику гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. В связи с этим подлежат отклонению доводы Инспекции о том, что ею правомерно в ответ на заявление Общества направлено сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Направление такого сообщения не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Напротив, из приведенных выше норм Кодекса следует, что заявление Общества о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть принято и рассмотрено налоговым органом. Доводы Инспекции о том, что в сообщении не имеется выводов об отказе либо об удовлетворении заявления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения, сообщение носит уведомительный характер и не нарушает права заявителя, не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела. Направленное Обществу сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-5) фактически свидетельствует не только о том, что заявление налогоплательщика оставлено без рассмотрения, но и о том, что Общество не получило право на применение упрощенной системы налогообложения. В связи с этим Инспекция считала Общество плательщиком налогов по общей системе, а ООО «ЯМК» было вынуждено представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность как налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция в порядке статьи 76 НК РФ приняла решение от 06.05.2011 № 1967 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с непредставлением обществом налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 года (листы дела 58-59). Решением от 21.09.2011 № 490 инспекция привлекла Общество к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 года (лист дела 76). В пункте 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ предусмотрено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Инспекцией приняты решение от 07.07.2011 № 87 о привлечении организации к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2011 года и решение от 18.08.2011 № 4049 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в обеспечение исполнения решения о взыскании данного штрафа (листы дела 91-92, 94-95). Таким образом, действия налогового органа, выразившиеся в незаконном отказе Обществу в применении упрощенной системы налогообложения, нарушают права заявителя ввиду того, что препятствуют налогоплательщику в ходе своей деятельности применять упрощенную систему налогообложения. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия Инспекции не соответствуют закону и влекут ограничение права Общества в сфере налоговых правоотношений, являются верными. Прочие доводы апелляционной жалобы Инспекции основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции при рассмотрении дела. Следовательно, Арбитражный суд Ярославской области принял законное и обоснованное решение, которым признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе Обществу в применении упрощенной системы налогообложения, и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Инспекции у суда апелляционной инстанции не имеется. Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом полного и всестороннего исследования обстоятельств по рассматриваемому спору. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2011 по делу № А82-8226/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий М.В. Немчанинова
Судьи Т.В. Хорова
Л.И. Черных Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по делу n А82-10643/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|