Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу n А31-10771/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

18 мая 2012 года

Дело № А31-10771/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.         

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуреевой О.А.,

судей Пуртовой Т.Е., Сандалова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой Ю.А.,

без участия сторон в судебном заседании,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТЭК Карго Регион Сервис» 

на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.01.2012 по делу № А31-10771/2011, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «ТЭК Карго Регион Сервис» (ОГРН:1107746671966, г.Москва)

к индивидуальному предпринимателю Федотову Василию Федоровичу (ОГРНИП: 304440108200120, г.Кострома)

с привлечением третьего лица Симоняна Тиграна Геворговича

о взыскании 587064 рублей ущерба,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «ТЭК Карго Регион Сервис» (ООО «ТЭК Карго Регион Сервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области к индивидуальному предпринимателю Федотову Василию Федоровичу (предприниматель Федотов В.Ф., ответчик) о взыскании 587064 рублей ущерба, вызванного утратой груза при перевозке.

Исковые требования основаны на условиях договора перевозки грузов автомобильным транспортом № 97/3 от 16.06.2011, положениях Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), статьях 309, 310, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства, в рамках которого груз должен был быть доставлен указанному истцом получателю.

Определением суда от 22.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Симонян Тигран Геворгович (Симонян Т. Г., третье лицо).

Решением суда от 25.01.2012 в удовлетворении иска ООО «ТЭК Карго Регион Сервис» отказано.

Истец, не согласившись с принятым по делу решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель ссылается на неполное исследование обстоятельств дела, неправильное применение судом норм материального права. Не согласен с выводом суда о недоказанности факта принятия ответчиком спорного груза к перевозке. Полагает, что оформленная между истцом и ответчиком заявка б/н от 16.06.2011 является надлежащим доказательством подтверждения принятия ответчиком спорного груза к перевозке, т.к., указав в заявке данные водителя, перевозчик тем самым подтвердил полномочия Соловьева М.Н. на получение спорного груза; водитель Соловьев М.Н. принял груз не иначе как по указанию ответчика, ввиду чего предприниматель обязан отвечать за действия водителя, привлеченного им к перевозке. По мнению общества«ТЭК Карго Регион Сервис», факт недоставки груза получателю, а также стоимость утраченного груза в размере 587064 руб. подтверждается актом от 04.05.2012, составленным между грузовладельцем (ООО «Газпромнефть-СМ») и истцом. Кроме того, заявитель указывает, что судом не учтены сведения материалов проверки по факту ДТП, произошедшего во время перевозки спорного груза; отмечает, что  дорожно-транспортное происшествие не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены, в том числе посредством страхования своей ответственности. Являясь профессиональным перевозчиком, он не мог не знать о рисках ДТП и не учитывать вероятность дорожно-транспортного происшествия при транспортировке груза. Учитывая, что условиями договора перевозки № 97/3 от 16.06.2011 предусмотрена ответственность перевозчика за полную или частичную потерю груза или его повреждение согласно действующему законодательству Российской Федерации, размер ущерба и вина предпринимателя Федорова В.Ф. в утрате спорного груза подтверждены надлежащими доказательствами, исковые требования, считает заказчик, подлежат удовлетворению.

Предприниматель Федотов В.Ф. отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 25.01.2012 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы,  Второй арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены оспариваемого истцом судебного акта.

Из материалов дела установлено следующее.

11.10.2010 между ООО «ТЭК Карго Регион Сервис» (экспедитор) и обществом с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-смазочные материалы» (ООО «Газпромнефть-СМ», клиент) заключен договор № 10/2010 (л.д. 17-22), по условиям которого экспедитор обязался за плату оказывать услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, в том числе, заключать договоры перевозки от своего имени, организовывать доставку груза автомобильным транспортом из пункта погрузки, указанного клиентом, до пункта выгрузки, указанного клиентом.

В силу пункта 4.1.1 договора экспедитор несет ответственность за сохранность груза, принятого к перевозке, до выдачи его грузополучателю. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается экспедитором в случае утраты и/или недостачи груза – в размере объявленной стоимости утраченного и/или поврежденного груза, указанной в заявке.

В заявке от 15.06.2011 б/н ООО «ТЭК Карго Регион Сервис» (экспедитор) и ООО «Газпромнефть-СМ» (клиент) согласовали стоимость груза, подлежащего перевозке по договору от 11.10.2010 № 10/2010, в размере 587064 рублей; указали маршруты погрузки (г.Омск, ул.Губкина, 1) и разгрузки (г. Ярославль, ул. Пожарского, д. 66), сроки погрузки и доставки груза (л.д. 24).

Во исполнение условий договора № 10/2010 16.06.2011 и заявки от 15.06.2011 б/н между ООО «ТЭК Карго Регион Сервис» (заказчик) и предпринимателем Федотовым В.Ф. (перевозчик) заключен договор перевозки грузов автомобильным транспортом № 97/3 (л.д. 9-12), по условиям которого перевозчик обязуется оказать услуги по доставке указанного заказчиком груза в пункт назначения, а заказчик обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1.1 договора).

На основании пункта 2.2 договора на каждую отдельную перевозку сторонами оформляется транспортный заказ (заявка), содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки по форме, указанной в приложении к настоящему договору.

Подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной (ТТН) с отметками грузоотправителя и получателя груза (пункт 2.3 договора).

Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что перевозчик по согласованию с заказчиком предоставляет необходимый подвижной состав (автомобиль), по объему и грузоподъемности, отвечающий условиям транспортного заказа (заявки), в состоянии, пригодном для перевозки данного груза и отвечающем техническим, санитарным и другим нормам и правилам со всеми необходимыми документами.

Из содержания пунктов 4.3, 4.4 договора следует, что перевозчик обеспечивает размещение и крепление груза, гарантирующие сохранность автомобиля и груза во время транспортировки, а также во время погрузо-разгрузочных работ; в сроки, указанные в заявке, производит доставку грузов, немедленно информирует заказчика о вынужденных задержках, о дорожно-транспортных происшествиях, принимает меры по скорейшей доставке груза.

В пункте 4.5 договора закреплено, что представитель перевозчика (водитель автомобиля) контролирует процесс погрузки (разгрузки).

Перевозчик доставляет вверенный заказчиком груз в указанный пункт назначения и сдает его представителю получателя, указанному в транспортном заказе (заявке) согласно накладной;  несет перед заказчиком ответственность за полную или частичную потерю груза или его повреждение согласно действующему законодательству РФ (пункты 4.7, 4.8 договора).

Согласно пункту 5.2 договора после получения транспортного заказа (заявки) перевозчик подтверждает его принятие на указанных условиях путем проставления подписи уполномоченного лица и проставления печати перевозчика. С этого момента договор перевозки конкретного груза на условиях, указанных в транспортном заказе (заявке), вступает в силу.

В силу пункта 7.1.4 договора сторона, привлекающая третье лицо к исполнению своих обязательств по договору, несет перед другой стороной по настоящему договору ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств третьим лицом как за собственные действия.

Пунктом 7.2.1 договора перевозчик несет ответственность за убытки, причиненные заказчику вследствие утраты или повреждения груза, если обстоятельства, вызвавшие такие убытки, имели место в то время, когда груз находился в введении перевозчика.

16.06.2011 на основании данных заявки от клиента 15.06.2011 между ООО «ТЭК Карго Регион Сервис» (заказчик) и предпринимателем Федотовым В.Ф. (перевозчик) также оформлена заявка на перевозку груза с указанием марки, государственного номера автомобиля Вольво  М 244 МУ 44; ВА 1797 44 и паспортных данных водителя  Соловьева Михаила Николаевича (л.д. 13).

Согласно товарно-транспортной накладной № 5450 от 17.06.2011, поставщиком и заказчиком в которой указано ООО «Газпромнефть-СМ»,  спорный груз общей массой 16Д56134тн. в количестве 38 мест получен водителем Соловьевым М.Н. (л.д. 14-15).

В упаковочном листе к разнарядке № 62039123 водитель Соловьев М.Н. подтвердил наименование, количество мест, вес отпущенного ему по товарно-транспортной накладной № 5450 от 17.06.2011 груза (л.д. 16).

Из материалов дела следует, что груз в пункт назначения доставлен не был.

Претензией от 06.07.2011 № СМ-ОЛ-11/698 ООО «Газпромнефть-СМ» потребовало от ООО «ТЭК Карго Регион Сервис» возмещения стоимости утраченного груза в размере 587064 рублей (л.д. 25).

Истец удовлетворил претензию общества, перечислив последнему  платежными поручениями №№ 186 от 26.07.2011, 208 от 16.08.2011, 234 от 14.09.2011, 247 от 13.10.2011, 278 от 14.11.2011, 31 от 15.12.2011 587064 рублей в счет возмещения стоимости утраченного груза (л.д. 31-37, 105, 106).

В свою очередь, экспедитор обратился с претензией к предпринимателю Федотову В.Ф. (перевозчику) о возмещении ущерба в размере 587064 рублей (л.д. 40-42).

Неисполнение изложенных в претензии требований явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (статья 805 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии с пунктом 1 статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при приемке груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность и путевой лист.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (пункт 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 указанной статьи ущерб, причиненный при перевозке груза в случае его утраты или недостачи, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или поврежденного груза.

В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из условий договора от 16.06.2011 № 97/3 перевозчик взял на себя обязательства принять груз согласно накладной, следить за погрузкой, разгрузкой и креплением груза, нести перед заказчиком ответственность за полную или частичную потерю груза согласно действующему законодательству РФ; в случае привлечения третьего лица к исполнению своих обязательств по договору, нести перед другой стороной ответственность

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу n А29-9540/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также