Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу n А82-208/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 25 мая 2012 года Дело № А82-208/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кононова П.И., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С. без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности по Красноперекопскому району г. Ярославля Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2012 по делу № А82-208/2012, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л., по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №36 (ИНН: 7605014611, ОГРН: 1027600788412) к отделу надзорной деятельности по Красноперекопскому району г. Ярославля Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №36 (далее – заявитель, МДОУ детский сад № 36, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по Красноперекопскому району г. Ярославля Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее – ответчик, административный орган) от 05.08.2011 № 224 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2012 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части назначения наказания и принять по делу новый судебный акт. Административный орган не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. МДОУ детский сад № 36 в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. По его мнению административным органом не доказаны событие административного правонарушения и вина Учреждения в нарушении правил пожарной безопасности. Более подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее. О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, административный орган заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, Учреждение явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, 08.11.2011 и 28.11.2011 административным органом проводилась плановая выездная проверка соблюдения МДОУ детский сад № 36 обязательных требований пожарной безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте от 28.11.2011 № 248 (л.д. 33). 28.11.2011 в отношении Учреждения составлен протокол № 302 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 9). 06.12.2011 главный государственный инспектор Красноперекопского района г. Ярославля по пожарному надзору вынес постановление № 302 о назначении ГНУ МДОУ детский сад №36 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 8). В соответствии с указанным постановлением Учреждение признано виновным в несоблюдении требований пожарной безопасности, а именно установлено, что на втором этаже здания детского сада № 36 в группах №5 и №4 отсутствуют вторые эвакуационные выходы. Данный факт согласно постановлению образует нарушение пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 и пункта 6.12* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97) Не согласившись с указанным постановлением, МДОУ детский сад №36 обжаловало его в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался частью 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) и пришел к выводу об отсутствии в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами. Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В силу пункта 6.12* СНиП 21-07-97 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, к которым относятся, в том числе, детские дошкольные учреждения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. Суд первой инстанции, сославшись на ч. 3 ст. 80 Закона № 123-ФЗ и п. 1.7 СНиП 21-01-97*, не усмотрел в действиях (бездействии) МДОУ Детский сад № 36, вмененного ему оспариваемым постановлением административного органа нарушения требований п. 6.12* СНиП 21-01-97*, выразившегося в наличии только одного эвакуационного выхода из помещений групп №№ 4, 5 и, расположенных на втором этаже здания детского сада, а соответственно и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда о том, что требование п. 6.12* СНиП 21-01-97* не распространяется на МДОУ Детский сад № 36, эксплуатирующее здание 1971 года постройки, в силу ч. 3 ст. 80 Закона № 123-ФЗ, основан на неверном толковании данной нормы. В соответствии с пунктом 3 статьи 80 № 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений. Из данной нормы не следует, что действие предусмотренных Законом № 123-ФЗ требований пожарной безопасности не распространяется на объекты, введенные в эксплуатацию до вступления указанного закона в силу и эксплуатируемые в период его действия. Аналогичным образом следует толковать и норму п. 1.7 СНиП 21-01-97*, на которую также сослался суд первой инстанции в обоснование указанного выше вывода. Более того, согласно ч. 1 ст. 153 Закона № 123-ФЗ со дня вступления в силу данного закона требования к объектам защиты, установленные нормативными документами, а значит, в том числе и СНиП 21-01-97, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям названного закона. В этой связи МДОУ Детский сад № 36 обязано исполнять требования п. 6.12* СНиП 21-01-97*, которые не противоречат положениям Закона № 123-ФЗ, в частности, ст. 89 данного закона. Таким образом материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. В то же время ошибочное применение судом норм ч. 3 ст. 80 Закона № 123-ФЗ и п. 1.7 СНиП 21-01-97 не повлекло принятие им неправильного решения в связи со следующим. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В этой связи вина юридического лица в силу требований вышеназванных норм КоАП РФ и АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом. Между тем из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления ответчик ограничился лишь констатацией выявленного нарушения, вопрос о наличии вины Учреждения в совершении вменяемого ему правонарушения не исследовался. В данном постановлении в нарушение положений части 2 статьи 1.5, статей 2.1, 2.6 КоАП РФ не указано какие именно меры по обеспечению требований пожарной безопасности, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, не были приняты Учреждением, имелась ли у него объективные, технические и финансовые возможности принять данные меры в отношении здания 1971 года постройки. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе об установлении вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, приходит к выводу о недоказанности административным органом вины Учреждения в совершении вмененного ему нарушения требований пожарной безопасности, а следовательно, об отсутствии в действиях (бездействии) МДОУ детский сад № 36 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. При указанных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2012 по делу № А82-208/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2012 по делу № А82-208/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности по Красноперекопскому району г. Ярославля Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Председательствующий П.И. Кононов
Судьи Г.Г. Буторина
А.В. Караваева Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу n А28-2339/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|