Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2012 по делу n А28-941/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

18 июня 2012 года

Дело № А28-941/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2012 года.      

Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Щелокаевой Т.А.,

судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловых О.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика – Рогачева К.А., действующего на основании доверенности от 21.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области 

на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.03.2012  по делу № А28-941/2012, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.,

по иску администрации Юрьянского района (ИНН 4338002291, ОГРН 1024301273732)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН  7710168360,  ОГРН 1037739085636),

третье лицо: Департамент финансов Кировской области

о взыскании 62 670 руб. 19 коп.,

установил:

 

администрация Юрьянского района (далее – администрация, истец) обратилась с иском в Арбитражный суд Кировской области к Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «Юрьянский муниципальный район» Кировской области 62 670 рублей 19 копеек убытков.

Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьях 83, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее – Основы законодательства), статье 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон № 122-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.03.2012 исковые требования удовлетворены в части  взыскания 60 650 рублей 67 копеек расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот медицинским работникам. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт – отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению ответчика, решение суда первой инстанции незаконно, поскольку вынесено с нарушением норм материального права.

Ответчик, ссылаясь в апелляционной жалобе на нормы Федерального закона от 04.07.2009 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 50 статьи 35 закона № 122-ФЗ, часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Определения Конституционного суда Российской Федерации от 07.02.2008 № 383 – О-П и от 01.03.2007 № 129-О-П, утверждает, что меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти, муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления; Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет  соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1.01.2005 мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа обладают органы местного самоуправления. Кроме того, ответчик обращает внимание суда на то, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии ею нормативно-правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организации здравоохранения МУЗ «Юрьянская центральная больница», является незаконным, в связи с чем решение Юрьянского районного суда Кировской области от 20.07.2011 справедливо и обоснованно. Доказательств обращения истца к Российской Федерации с просьбой о предоставлении финансовой помощи не представлено.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Департамент финансов Кировской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Истец и третье лицо явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица.

Законность решение  Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, поскольку истец не заявил соответствующих возражений.

Как следует из материалов дела, 20.07.2011 решением Юрьянского районного суда Кировской области с истца по настоящему делу взыскана денежная сумма в размере 60 650 рублей 67 копеек в качестве компенсации за наем жилого помещения и отопление за период с 01 января 2009 года по 01 июля 2011 года, а также за использование электроэнергии за период с июня 2009 года по 01 июля 2011 года, 2019 рублей 52 копейки расходов по оплате государственной пошлины. Истцом по настоящему делу указанное решение было обжаловано и оставлено без изменения Кировским областным судом.

Названное выше решение Юрьянского районного суда Кировской области администрация исполнила в полном объеме, перечислив Замаревой Надежде Анатольевне, являвшейся истцом по делу, в результате рассмотрения которого вынесено указанное решение, взысканные с истца по настоящему делу суммы, что подтверждается платежными поручениями от 02.12.2011 № 1407, от 02.12.2011 № 1408.

Истец, посчитав, что понес убытки, связанные с реализацией мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, финансирование которых лежит на Российской Федерации, обратился с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности понесения истцом убытков в размере 60 650 рублей 67 копеек, но отсутствия правовых оснований для взыскания в качестве понесенных убытков 2019 рублей 52 копейки, составивших расходы по уплате государственной пошлины. Истец не предпринял необходимых и достаточных действий по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику, что повлекло обращение данного лица с соответствующим иском в суд и как следствие несение указанным лицом расходов по оплате государственной пошлины. При удовлетворении заявленных Замаревой Надеждой Анатольевной требований названные расходы были отнесены на истца по настоящему делу. Учитывая, что расходы по оплате государственной пошлины распределены на администрацию в связи с невыполнением ею как органом местного самоуправления возложенных на нее функций, суд первой инстанции отказал во взыскании с ответчика по настоящему делу суммы в размере 2019 рублей 52 копеек, составившей государственную пошлину по исковому заявлению Замаревой Надежды Анатольевны.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение  суда первой инстанции исходя из нижеследующего.

Согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены изменения: часть вторая данной статьи, устанавливавшая право медицинских работников на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, утратила силу и статья дополнена частями четвертой, пятой, шестой. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Так, согласно частям 4, 5 и 6 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с пунктом 19 данного постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы социальной поддержки медицинских работников не отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (пункты 1, 5 статьи 19, пункт 3 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия, в частности, федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.06.2012 по делу n А17-2676/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также