Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу n А28-1689/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 июня 2012 года

Дело № А28-1689/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.      

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Караваевой А.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – Зыряновой А.М., действующей на основании доверенности от 30.05.2012,

ответчика – Бузмакова А.И., предпринимателя,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белохолуницком районе Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.03.2012 по делу №А28-1689/2012, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,

по заявлению Государственного учреждения -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белохолуницком районе Кировской области (ИНН: 4303003791, ОГРН: 1024300541660)

к индивидуальному предпринимателю Бузмакову Аркадию Ивановичу (ИНН: 430300016121, ОГРИП: 304430315800011),

о взыскании 2 949 рублей,

установил:

 

Государственное учреждение -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белохолуницком районе Кировской области (далее – Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Бузмакову Аркадию Ивановичу (далее – Предприниматель) о взыскании 2 949 рублей финансовых санкций.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.03.2012 заявленные требования Управления удовлетворены. Судом уменьшен размер штрафа до 500 рублей.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белохолуницком районе Кировской области с принятым решением  суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 28.03.2012 изменить в части снижения размера финансовых санкций и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Предпринимателя финансовые санкции в сумме 2 949 рублей.

Управление указывает, что судом первой инстанции было установлено несвоевременное представление Предпринимателем сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Сумма штрафа была снижена судом первой инстанции с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, оценку которым дал суд в процессе судебного разбирательства.

Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправомерно снижена сумма финансовых санкций. По мнению Управления, совершение правонарушения впервые, уплата страховых взносов и нахождение Предпринимателя в период с 09.08.2011 по 25.08.2011 на лечении не являются обстоятельствами, смягчающими ответственность. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Управления поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании Предприниматель указал на законность принятого судом решения, просит апелляционную жалобу оставить без изменения, а решение суда от 28.03.2012 без изменения.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управлением было обнаружено нарушение Предпринимателем срока представления  сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за полугодие 2011 года, о чем составлен акт от 26.09.2011 № 33 (л.д. 22-24).

24.10.2011 Управлением вынесено решение № 32 о привлечении индивидуального предпринимателя Бузмакова А.И. к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 949 рублей (л.д. 29-30).

В связи с неуплатой в установленный в требовании от 14.11.2011 № 33 срок для добровольной уплаты финансовых санкций (до 24.11.2011), Управление обратилось за взысканием финансовых санкций в суд.

Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ, Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009  №212-ФЗ, пришел к выводу об обоснованности требований Управления. Однако, оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения взыскиваемых финансовых санкций.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее по тексту - Закон №167-ФЗ) Предприниматель является  страхователем и  зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ Предприниматель  обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон № 27-ФЗ) Предприниматель  предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской   Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору,  а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,  либо   представление   неполных  и   (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые  взносы,  применяются  финансовые   санкции   в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный Закон  № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»  (далее – Закон  № 212-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон, в том числе, регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на   обязательное пенсионное страхование,  а   также   отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу пункта 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно пункту 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Как следует из материалов дела, и установлено  судом первой  инстанции,  индивидуальные сведения о застрахованных лицах за первое полугодие 2011 года были представлены Предпринимателем в Управление 14.09.2011, тогда как установленный  срок для  представления  таких сведений -  не позднее 15.08.2011.

Факт совершенного Предпринимателем правонарушения зафиксирован в акте от 26.09.2011 № 33.

Согласно представленному  Предпринимателем расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за первое полугодие 2011 года сумма страховых взносов составила 29 490 рублей.

24.10.2011 Управлением принято решение № 32 о привлечении  Предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере  2 949 рублей, что составляет 10% от суммы  страховых взносов, исчисленных Предпринимателем.

14.11.2011 в адрес Предпринимателя  выставлено  требование   № 33 с  предложением о добровольной уплате финансовых санкций в сумме 2 949 рублей в срок до 24.11.2011. Данное требование Предпринимателем исполнено не было.

В данном случае, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Предприниматель своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнил, и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции.

Факт несвоевременного представления указанных сведений Предпринимателем не оспаривается. Вместе с тем при вынесении начальником Управления Пенсионного фонда решения о привлечении к ответственности Предприниматель просил учесть обстоятельства, смягчающие его вину (объяснительная Предпринимателя – л.д. 26).

Однако, вопрос о наличии смягчающих вину Предпринимателя обстоятельств Управлением вообще не исследовался, в то время как пунктом 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также уменьшать размер штрафа, предоставлено как Пенсионному фонду при производстве по делу  о нарушении пенсионного законодательства, так и суду при рассмотрении дела.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.

Руководствуясь названными нормами, суд первой инстанции обоснованно признал наличие у Предпринимателя смягчающих ответственность обстоятельств (совершение правонарушения впервые, ответчик является добросовестным плательщиком и вовремя уплачивает страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, правонарушение совершено в период болезни, что подтверждается представленными выписками из медицинской карты, правонарушение не повлекло за собой неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения прав других лиц). Доказательств обратного Управлением в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных  выше  обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность,  и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 500 рублей является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.

Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления о том, что совершение правонарушения впервые, уплата страховых взносов и нахождение Предпринимателя в период с 09.08.2011 по 25.08.2011 на лечении не являются обстоятельствами смягчающими ответственность, поскольку  приведенный в пункте 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность лица в совершении правонарушения.

Довод Управления о том, что Законом № 27-ФЗ не предусмотрено применения обстоятельств, смягчающих ответственность отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу n А28-649/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также