Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 по делу n А82-5371/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

28 августа 2012 года

Дело № А82-5371/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.  

Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Востриковой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Пермяковой О.Л., действующей на основании доверенности от 24.01.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала - Ярославское отделение № 17 открытого акционерного общества «Сбербанк России»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2012 по делу № А82-5371/2012, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

по заявлению открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала - Ярославское отделение № 17 открытого акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19)

к Главному управлению Банка России по Ярославской области (г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 7),

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

 

открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице филиала - Ярославское отделение № 17 открытого акционерного общества «Сбербанк России» (далее – заявитель, Банк, ОАО «Сбербанк России») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Главному управлению Банка России по Ярославской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2012 № 78-12-Ю/0006/3110 по делу об административном правонарушении, которым Банк привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 рублей; признании незаконным  представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.04.2012 № 78-12-Ю/0006/3130.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Сбербанк России» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Банком принята совокупность мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, определены должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и программ; приняты меры по реализации филиалом правил внутреннего контроля, в том числе: по документальному фиксированию сведений (информации) и их предоставлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров; суд первой инстанции не обоснованно не применил статью 2.9 КоАП РФ.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, решение суда считает правомерным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать. Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В заседании суда представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18.04.2012 Управлением в отношении ОАО «Сбербанк России» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ (л.д. 66-67). Из указанного протокола следует, что ОАО «Сбербанк России» не представило в законодательно установленные сроки в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) через Главное управление Банка России по Ярославской области сведения в форме отчетов в виде электронных сообщений (далее - ОЭС) № 2569 от 10.02.2012, № 2570 от 10.02.2012, № 2787 от 15.02.2012 в отношении трех операций, подлежащих обязательному контролю (коды вида операции - 1005, 5006, 5002): ОЭС № 2569 от 10.02.2012 составлено по операции по приобретению физическим лицом в дополнительном офисе 17/0172 безноминального сберегательного сертификата Банка России серия СЖ № 0448412 на сумму 650000 рублей, приходный кассовый ордер № 59 от 16.10.2011, дата совершения операции - 16.10.2011. Данная операция подлежит обязательному контролю, в соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов), ввиду того, что имело место приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; ОЭС № 2570 от 10.02.2012 составлено по операции получения физическим лицом на счет в дополнительном офисе 17/0183 денежных средств в сумме 1301000 рублей в качестве платы за участие в лотерее - денежный эквивалент приза стим тиражи лотереи «ТМ Петр 1» победителю 2011 года, платежное поручение № 834 от 29.12.2011, дата совершения операции - 29.12.2011. Данная операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона о противодействии легализации  (отмыванию) доходов  ввиду того, что имело место получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; ОЭС № 2787 от 15.02.2012 составлено по операции оплаты физическим лицом в дополнительном офисе 17/0172 страховой премии по договору № L0532/556/031369/1 накопительного страхования жизни на сумму 1000000 рублей, платежное поручение № 29704 от 11.11.2011, дата совершения операции - 11.11.2011. Данная операция подлежит обязательному контролю, в соответствии с абзацем 3 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов ввиду того, что имела место выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

27.04.2012 Управлением вынесено постановление о привлечении ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и назначении административного в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей (л.д. 6-10).

27.04.2012 Управлением в порядке статьи 29.12 КоАП РФ в адрес Банка вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Заявителю предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и представить соответствующую информацию о принятых мерах (л.д. 11-12).

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, отсутствия оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным, и, соответственно, правомерности выданного представления.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Из статьи 4 данного Закона следует, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.

Из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 названного Закона следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Материалами дела подтверждено, что, не выполнив  указанные требования законодательства, сведения по трем операциям, подлежащим в силу подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов обязательному контролю, Банк представил  уполномоченному органу с нарушением трехдневного срока, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона.

В силу вышеизложенного, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 15.27 КоАП РФ. 

Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина Банка в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ОАО «Сбербанк России» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Банком принята совокупность мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, определены должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и программ; приняты меры по реализации филиалом правил внутреннего контроля, в том числе: по документальному фиксированию сведений (информации) и их предоставлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, отклоняются

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 по делу n А17-1725/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также