Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А29-4446/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 августа 2012 года Дело № А29-4446/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Немчаниновой М.В., судей Ольковой Т.М., Хоровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю., при участии в судебном заседании: представителей ответчика – Мелеховой О.Ю., действующей на основании доверенности от 29.03.2012 (после перерыва не явилась), Кондрашовой А.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 (после перерыва не явилась), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу №А29-4446/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АСБ-Капитал» (ИНН: 1121014867, ОГРН: 1061121007507) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми, о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, установил:
общество с ограниченной ответственностью «АСБ-Капитал» (далее – ООО «АСБ-Капитал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений № 153, 155, 156, 157, 161, 164 от 26.01.2012, № 460, 461, 462, 463, 464, 465 от 02.03.2012, № 847, 848, 849, 850 от 24.04.2012, предъявленных Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) к его расчетному счету в Сыктывкарском филиале - региональном центре ОАО КБ «Севергазбанк». Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 требования, заявленные Обществом, удовлетворены в полном объеме. Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и обосновывает это следующим. Инспекция указывает, что инкассовые поручения, выставлены в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации и содержат все сведения, позволяющие идентифицировать платеж в части взыскания задолженности и соответствуют Правилам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 № 106н. На момент выставления и направления инкассовых поручений в банк налоговый орган не располагал сведениями о принятом Обществом 16.04.2012 решении о ликвидации. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару 25.04.2012. Ссылаясь на статьи 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговый орган считает, что вправе принимать меры по принудительному взысканию с ликвидируемой организации задолженности до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе. В судебном заседании, назначенном на 15 августа 2012 года, представители Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что с доводами Инспекции не согласно, просит решение суда оставить без изменения. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 22 августа 2012 года до 08 часов 40 минут. После объявления перерыва стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 25.04.2006 ООО «АСБ-Капитал» было зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми за основным государственным регистрационным номером 1061121007507 (т. 1 л.д. 75-81). В апреле 2012 года участниками ООО «АСБ-Капитал» было принято решение о ликвидации предприятия. В соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 25.04.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (т. 1 л.д. 22, 81). В связи с наличием у ООО «АСБ-Капитал» неисполненных обязанностей по уплате налогов и пени Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования № 1268 от 19.12.2011, № 113 от 30.01.2012, № 91, 92, 93, 94 от 08.02.2012, № 285, 286 от 03.04.2012 (т.2 л.д. 7-8, 16-17, 21-22, 25-26, 29-30, 33, 36-37, 41-42). Неисполнение налогоплательщиком в установленный срок вышеуказанных требований явилось основанием для принятия Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках № 80 от 24.01.2012, № 297, 298, 299, 300, 301 от 02.03.2012, № 602, 603 от 24.04.2012, на основании которых в Сыктывкарский филиал - региональный центр ОАО КБ «Севергазбанк», были направлены инкассовые поручения № 153, 155, 156, 157, 161, 164 от 26.01.2012, № 460, 461, 462, 463, 464, 465 от 02.03.2012, № 847, 848, 849, 850 от 24.04.2012 на общую сумму 2 663 942 рубля 68 копеек (т. 2 л.д. 7-45). Полагая, что в связи с принятием решения о добровольной ликвидации вышеуказанные инкассовые поручения не подлежат исполнению, ООО «АСБ-Капитал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на то, что предусмотренный статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исполнения обязанности по уплате налогов и пеней ликвидируемой организации исключает возможность их принудительного взыскания. Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов; взыскание задолженности может производиться только в порядке, предусмотренном в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Кодекса, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. В пункте 3 статьи 49 Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Из названных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством. В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным кодексом, другими законами. Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь. С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, является правильным. Доводы Инспекции о том, что взыскание налогов и сборов в соответствии со статьей 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам Кодекса и о правомерности направления инкассовых поручений в банк до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, являются несостоятельными, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, в силу которых эта обязанность исполняется ликвидационной комиссией, а не банком. На основании вышеизложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемому спору. Оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу №А29-4446/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий М.В. Немчанинова Судьи
Т.М. Олькова
Т.В. Хорова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А82-5640/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|