Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«8» апреля 2012 г. Дело № г. Красноярск А33-11709/2012
Резолютивная часть постановления объявлена «05» апреля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен «08» апреля 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи: Петровской О.В., судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хрущевой М.А., при участии: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Ситниковой Е.В., представитель по доверенности от 28.06.2012 рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 ноября 2012 года по делу №А33-11709/2012, принятое судьей Ишутиной О.В., установил: общество с ограниченной ответственностью «Север-Юг» (ИНН 2463215631, ОГРН 1092468041335), г. Красноярск обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Красноярск в лице ТЦФТО ОАО «РЖД» о взыскании 17 948 рублей 52 копеек пени за просрочку доставки груза (с учетом уменьшения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с исключением из суммы пени НДС). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 ноября 2012 года иск удовлетворен. Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой сослался на неправильное применение судом параграфа 1 статьи 14 СМГС, несоблюдение истцом претензионного порядка, несоразмерность неустойки последствиям просрочки. Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» представила суду судебную практику. Истец извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, отзыв не представил, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассматривается в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Со станций отправления Маньчжурия Китайской железной дороги, Забайкальск Забайкальской железной дороги в адрес грузополучателя на станцию назначения Карабула Красноярской железной дороги отправлены порожние вагоны по следующим транспортным железнодорожным СМГС накладным. Исходя из представленных в материалы дела транспортных железнодорожных СМГС накладных, просрочка в доставке порожних вагонов составила: - по транспортной железнодорожной СМГС накладной № 532974 - 48 час.; - по транспортной железнодорожной СМГС накладной № АГ912175 - 72 час.; - по транспортной железнодорожной СМГС накладной № АГ912103 - 48 час.; - по транспортной железнодорожной СМГС накладной № АГ912106 - 72 час. В связи с допущенной просрочкой доставки вагонов по указанным выше транспортным железнодорожным СМГС накладным, истец направил ответчику претензионные заявления от 11.03.2012. Из искового заявления следует, что указанные претензии были отклонены перевозчиком в полном объеме. При таких обстоятельствах истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика пени за просрочку доставки порожних вагонов. Ответчик, полагая, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, просил оставить исковое заявление без рассмотрения. В обоснование ходатайства об оставлении искового заявления без рассмотрения ответчик пояснил, что претензии истца были возвращены в связи с тем, что ответчик не приложил к ним все необходимые документы. Истец представил в материалы дела уведомление о рассмотрении претензии № 02-30/1-30/5 от 30.03.12, согласно которому ответчик известил истца о том, что отклоняет претензии в связи с ненадлежащим оформлением претензионных заявлений. Ненадлежащее уведомление претензионных заявлений ответчик усматривает в том, что истец не заполнил сведения о перевозке груза по Китайской железной дороге. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Истцом заявлено требование о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов. Суд первой инстанции правомерно указал, что спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированными нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта РФ и иными правовыми актами. Согласно положениям статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС). В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В соответствии с частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Согласно пункту 3 статьи 30 указанного Закона, международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов. С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. В соответствии с частью 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора. Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения. Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС). Учитывая станции отправления и назначения доставки порожних вагонов по спорным накладным, суд правомерно указал, что СМГС подлежит применению к отношениям, возникшим между сторонами. В силу статьи 14 СМГС, срок доставки определяется на весь путь следования груза исходя из следующих норм: 2) для грузов малой скорости: 2.1. срок на отправление - 1 сутки, 2.2. срок на перевозку груза мелкой отправкой или в среднетоннажном контейнере на каждые начатые 150 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки, 2.3. срок на перевозку груза повагонной, контрейлерной отправкой или в крупнотоннажном контейнере на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки. Течение срока доставки груза начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который приняты к перевозке груз и накладная. Если груз принят с предварительным до отправления хранением, то срок доставки начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который этот груз назначен к погрузке. О дне погрузки груза в накладной должна быть сделана отметка. Согласно § 2 статьи 14 СМГС срок на перевозку исчисляется по действительно пройденному грузом расстоянию между станцией отправления и станцией назначения. В § 6 статьи 14 СМГС установлено, что срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение получателя, о чем железная дорога уведомляет получателя. Порядок уведомления получателя определяется внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения. Если в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, груз доставляется получателю по указанному в накладной адресу, то срок доставки считается выполненным, когда груз доставлен получателю до истечения срока доставки. В тех случаях, когда часть груза следует по досылочной дорожной ведомости, срок доставки исчисляется по той части груза, которая прибыла по основной накладной. Согласно § 7 статьи 14 СМГС отправитель и участвующие в перевозке железные дороги могут согласовывать другие сроки доставки. Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, установлена просрочка в доставке порожних вагонов по указанным истцом транспортным железнодорожным СМГС накладным. В силу статьи 27 СМГС за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: - 6% провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки; - 12% провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки; - 18% провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки; - 24% провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки; - 30% провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки. В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в Уставе и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Статьей 2 Устава и статьей 8 названного Закона предусмотрено, что плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. Согласно Прейскуранту 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, НДС не является составляющей при расчете тарифа за перевозку. Кроме того, буквальное толкование статьи 27 СМГС в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно провозную плату без учета сумм НДС. Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 5328/12 по делу N А40-51561/11-61-356 и обязательна к применению. Согласно представленному истцом расчету сумма пени рассчитана без учета НДС. Поскольку просрочка доставки порожних вагонов подтверждена материалами дела, доказательства оплаты пени ответчиком в материалы дела не представлены, суд правомерно удовлетворил исковые требования. Довод о несоблюдении претензионного порядка правомерно отклонен судом первой инстанции. Ссылка заявителя на неразрешение судом первой инстанции данного вопроса несостоятельна, поскольку данный вопрос нашел отражение в решении суда. Факт направления и отклонения претензии подтверждается материалами дела (л.д. 64 том 1), при этом указание ответчика на то, что претензии являются ненадлежащим образом оформленными, основано лишь на том, что расчет пени произведен без учета перевозки по Китайской железной дороге, что в данном случае является предметом спора между сторонами. С учетом изложенного неверный с точки зрения перевозчика расчет срока доставки не может являться основанием для вывода о несоблюдении претензионного порядка истцом. Таким образом, претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден. Довод ответчика о необходимости увеличения срока доставки на одни сутки в связи с тем, срок доставки должен исчисляться отдельно в пределах каждой железной дороги на каждые 200 начатые тарифных километров, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании СМГС, противоречащий § 2 статьи 14 СМГС. Заявитель не обосновал правомерность деления всего пути следования на два самостоятельных отрезка, что искусственно увеличивает срок доставки груза (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12544/11 от 14.02.2012). При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком ходатайство о снижении суммы пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с абзацем 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В абзаце 2 пункта 1 Постановления Пленума N 81 указано, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. Снижение Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|