Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А74-726/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«02» июля 2013 года Дело № А74-726/2013 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «25» июня 2013 года. Полный текст постановления изготовлен «02» июля 2013 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дунаевой Л.А., судей: Севастьяновой Е.В., Морозовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А. при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования видеоконференц-связи: от заявителя (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия): Чиж Д.А., представителя по доверенности от 10.01.2013 № 04-48; от министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Егорова Александра Леонидовича: Лыткина О.П. представителя по доверенности от 01.06.2012, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Егорова Александра Леонидовича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «25» апреля 2013 года по делу №А74-726/2013, принятое судей Курочкиной И.А. установил: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – заявитель, административный орган, Хакасское УФАС России) (ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Егорова Александра Леонидовича (далее - Министр) (ИНН 190400573800) к административной ответственности по части 2 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции от Хакасского УФАС России поступило ходатайство о переквалификации административного правонарушения на часть 1 статьи 14.9 КоАП РФ и назначении административного штрафа в максимальном размере - 30 000 рублей. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 апреля 2013 года заявление удовлетворено, Министр привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с указанным решением, Министр обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления на том основании, что административным органом допущено существенное нарушение процедуры производства по делу об административном правонарушении, что выразилось в несоблюдении порядка рассмотрения ходатайства о переносе срока составления протокола (не вынесение определения об удовлетворении ходатайства либо об отказе в его удовлетворении). Кроме того, Министр сослался на отсутствие отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде повторного совершения административного правонарушения, на необходимость учета финансового положения ответчика, малозначительность совершенного правонарушения, а также на нарушение судом первой инстанции положений статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части рассмотрения ходатайства о признании недопустимым доказательством протокола об административном правонарушении. В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи. Представитель Министра в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Решением Комиссии Хакасского УФАС России от 04.05.2012 по делу № 16-А-12 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С. А. расписания по маршруту № 246 МТ Абакан - Черемушки с 11.11.2012 на неопределенный срок без проведения конкурсных процедур. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.09.2013 по делу № А74-3652/2012, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований министерства о признании недействительным решения Хакасского УФАС России от 04.05.2012 по делу № 16-А-12 отказано. 18.02.2013 должностным лицом административного органа в отношении Министра составлен протокол от № 9-А-13-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившемся в утверждении индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. расписания по маршруту № 246 МТ Абакан - Черемушки с 11.11.2012 на неопределенный срок без проведения конкурсных процедур, а также в уклонении (бездействии) от своевременного проведения конкурса по данному расписанию. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Хакасского УФАС России в арбитражный суд с заявлением (с учетом ходатайства о переквалификации административного правонарушения) о привлечении Министра к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Проверив процедуру соблюдения производства по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с положениями части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, части 1 статьи 23.48 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 18.02.2013 № 9-А-13-АП составлен уполномоченным должностным лицом - заместителем руководителя Хакасского УФАС России. Из материалов дела следует, что Министр надлежащим образом и заблаговременно (за 13 дней) извещен о составлении протокола об административном правонарушении 18.02.2013 в 10 час. 30 мин. (уведомления от 30.01.2013 № 04-462, от 15.02.2013 № 04-733, телеграмма от 05.02.2013). Следовательно, соответствующие требования и гарантии, установленные и предоставляемые КоАП РФ лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе статями 28.2, 28.5 КоАП РФ, со стороны Хакасского УФАС России выполнены и обеспечены надлежащим образом. Доводы Министра о том, что антимонопольным органом нарушена процедура рассмотрения ходатайства о переносе срока составления протокола, не вынесено определение об удовлетворении ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Судом апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что Министр 15.02.2013 (входящий № 516) обратился в административный орган с ходатайством от 14.02.2013 № 180-243-АЕ о переносе срока дачи пояснений и подписания протокола в связи с невозможностью явки Егорова А.Л. в установленный срок по причине служебных поездок. В свою очередь из содержания протокола об административном правонарушении от 18.02.2013 № 9-А-13-АП следует, что административный орган рассмотрел заявленное ходатайство и отказал в его удовлетворении. Так, в протоколе отражен факт подачи ходатайства, указано, что данное ходатайство документально не подтверждено, при этом Министр надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем принято решение о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Следовательно, заявленное Министром ходатайство рассмотрено административным органом и в протоколе об административном правонарушении отражено мотивированное решение об отказе в удовлетворении указанного ходатайства. В свою очередь Министр факт отсутствия документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в ходатайстве, не оспорил, соответствующих доказательств обратному в материалы дела не представил. Невынесение антимонопольным органом отдельного определения об отказе в удовлетворении указанного ходатайства, как того требуют положения статьи 24.4 КоАП РФ, по мнению суда апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, не оценивается в качестве существенного нарушения процедуры по делу об административном правонарушении и основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности, в силу следующего. В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» даны разъяснения о том, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. Как следует из материалов дела, Министр извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении; в протоколе об административном правонарушении отражены мотивы отклонения заявленного министром ходатайства. В силу положений статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Материалами дела не подтверждается привлечение Министром защитника для участия в производстве по делу об административном правонарушении, а также принятие мер, направленных на представление в административный орган дополнительных доказательств, свидетельствующих об отсутствии состава вмененного административного нарушения. Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Так, решение, которое послужило основанием для составления 18.02.2013 протокола об административном правонарушении № 9-А-13-АП и обращения антимонопольного органа с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, вынесено 04.05.2012. Следовательно, перенесение даты составления протокола об административном правонарушении на более поздний срок могло повлечь истечение срока давности привлечения к административной ответственности. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не допущено нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, которые привели к нарушению прав и законных интересов Министра и не позволяют полно и объективно рассмотреть дело. Довод Министра о том, что судом в соответствии с абзацем 3 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не дана оценка датам вынесения решения Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|