Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

02 июля  2013 г.

Дело №

г. Красноярск

А33-20193/2012

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена  21 июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен          02 июля  2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Гуровой Т.С., Магда О.В.,

секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение  Арбитражного суда  Красноярского края

от  4 апреля 2013   года по делу № А33-20193/2012, принятое судьей Трубачевым И.Г.,

установил:

 

открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985, далее по тексту истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице  филиала - Красноярской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее по тексту ответчик) о взыскании 116 027 рублей 10 копеек неустойки за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 апреля 2013 года иск удовлетворен.

Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля                   2013 года по делу № А33-2392/2013 отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшив размер взыскиваемой пени на 50%.

По мнению ответчика, решение суда первой инстанции вынесено с неверным применением норм материального права. Суд необоснованно не применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и не снизил сумму пени, подлежащую взысканию. Размер неустойки составляет по сути 3240 % годовых, что является чрезмерно высоким. Обращает внимание, что груз был доставлен истцу в сохранности, какие-либо требования о несохранности груза истцом не заявлены; у истца отсутствует сама возможность возникновения каких-либо убытков, причиненных перевозкой; фактически истцом не были заявлены убытки, возникшие вследствие просрочки доставки груза; просрочка была незначительной, не могла причинить никакого вреда истцу.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года апелляционная жалоба открытого акционерного общества «Российские железные дороги» принята к  производству, рассмотрение жалобы назначено на 21 июня 2013 года.

В судебное заседание представители истца и ответчика не прибыли.

От открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала суду апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. По мнению истца, ответчиком не представлено каких-либо доказательств в обоснование снижения пени, приведенные им доводы сами по себе не могут служить основанием для снижения пени. Истцом представлены доказательства соразмерности неустойки. Кроме того, от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

От открытого акционерного общества «Российские железные дороги» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-5).

Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 28 мая 2013 года.

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца и ответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлено.

В январе-феврале 2012 года ответчиком (перевозчиком) была допущена просрочка доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела следующими транспортными железнодорожными накладными:

- № ЭД749026 (просрочка доставки составила 4 суток);

- № ЭД770512 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭД770556 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭД823375 (просрочка доставки – 4 суток);

- № ЭД823388 (просрочка доставки – 4 суток);

- № ЭД852887 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭД856203 (просрочка доставки – 2 суток);

- № ЭД985278 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ327034 (просрочка доставки – 1 сутки);

- № ЭЕ048692 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭЕ048697 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ048701 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ049549 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ049576 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ090415 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ090544 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ095198 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ095234 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ098304 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ098313 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ098703 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ100644 (просрочка доставки – 7 суток);

- № ЭЕ166730 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭЕ204910 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ239729 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭЕ239764 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭЕ239799 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ240093 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ240118 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭЕ240123 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ240200 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭД823365 (просрочка доставки – 6 суток);

- № ЭЕ484087 (просрочка доставки – 2 суток);

- № ЭЕ500100 (просрочка доставки – 1 сутки);

- № ЭЕ599405 (просрочка доставки – 3 суток);

- № ЭЕ158254 (просрочка доставки – 8 суток);

- № ЭЕ158260 (просрочка доставки – 8 суток);

- № ЭЕ952996 (просрочка доставки – 2 суток).

Грузоотправителем вагонов по указанным накладным является истец.

В связи с допущенной просрочкой доставки вагонов, истец направил ответчику претензии № ИД/ПР/ФКрс-191/12 от 02.02.2012 об уплате 9 342 рублей 99 копеек пени, № ИД/ПР/ФКрс-194/12от 02.02.2012 об уплате 49 479 рублей 84 копеек пени, № ИД/ПР/КРск-205/12 от 03.02.2012 об уплате 3 546 рублей 32 копеек пени, № ИД/ПР/ФКрс-216/12 от 06.02.2012 об уплате 100 105 рублей 83 копеек пени, № ИД/ПР/ФКрс-253/12 от 08.02.2012 об уплате 6 015 рублей 06 копеек, № ИД/ПР/ФКрс-284/12 от 09.02.2012 об уплате 15 рублей 12 копеек пени.

Часть претензий удовлетворена ответчиком частично, остальная часть претензий отклонена ответчиком по различным основаниям, составлены акты общей формы.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Суд первой инстанции правильно установил, что спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав).

В соответствии со статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

На основании положений статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (далее - Правила), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководств у с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

В пункте 5 указанных Правил перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно пунктам 6.3, 6.6 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил № 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 26.

Руководствуясь изложенным, а также  Методическими рекомендациями по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558 (далее – Рекомендации),   суд первой инстанции отклонил  довод ответчика о неправомерности начисления истцом неустойки по накладным №№ ЭД770512, ЭД770556, ЭД823375, ЭД823388, ЭД852887, ЭД823365 в связи с задержкой вагонов по данным накладным в пути следования на промежуточной станции по причине неприема станции назначения по вине грузополучателя, приняв во внимание представленные  в материалы дела акт общей формы № 409 от 18.01.2012 (по отправкам №№ ЭД866643, ЭД823388, ЭД823375), акт общей формы № 412 от 18.01.2012 (по отправкам №№ ЭД866646, ЭД852795, ЭД852887, ЭД852895), акт общей формы № 411 от 18.01.2012 (по отправкам №№ ЭД770554, ЭД770506, ЭД770509, ЭД770549, ЭД770512, ЭД722424, ЭД770556), акт общей формы № 483 (по отправкам №№ ЭД823379, ЭД823365).

В апелляционной жалобе возражений относительно указанных выводов суда не заявлено.

На основании пункта 3.1. статьи 70, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иных выводов и переоценки указанных обстоятельств.

Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А33-13245/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также