Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 июля 2013 г. Дело № г. Красноярск А33-20193/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - Петровской О.В., судей: Гуровой Т.С., Магда О.В., секретаря судебного заседания Савицкас Н.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 апреля 2013 года по делу № А33-20193/2012, принятое судьей Трубачевым И.Г., установил:
открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985, далее по тексту истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее по тексту ответчик) о взыскании 116 027 рублей 10 копеек неустойки за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 апреля 2013 года иск удовлетворен. Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2013 года по делу № А33-2392/2013 отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшив размер взыскиваемой пени на 50%. По мнению ответчика, решение суда первой инстанции вынесено с неверным применением норм материального права. Суд необоснованно не применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и не снизил сумму пени, подлежащую взысканию. Размер неустойки составляет по сути 3240 % годовых, что является чрезмерно высоким. Обращает внимание, что груз был доставлен истцу в сохранности, какие-либо требования о несохранности груза истцом не заявлены; у истца отсутствует сама возможность возникновения каких-либо убытков, причиненных перевозкой; фактически истцом не были заявлены убытки, возникшие вследствие просрочки доставки груза; просрочка была незначительной, не могла причинить никакого вреда истцу. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года апелляционная жалоба открытого акционерного общества «Российские железные дороги» принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 21 июня 2013 года. В судебное заседание представители истца и ответчика не прибыли. От открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала суду апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. По мнению истца, ответчиком не представлено каких-либо доказательств в обоснование снижения пени, приведенные им доводы сами по себе не могут служить основанием для снижения пени. Истцом представлены доказательства соразмерности неустойки. Кроме того, от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. От открытого акционерного общества «Российские железные дороги» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-5). Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 28 мая 2013 года. При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца и ответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлено. В январе-феврале 2012 года ответчиком (перевозчиком) была допущена просрочка доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела следующими транспортными железнодорожными накладными: - № ЭД749026 (просрочка доставки составила 4 суток); - № ЭД770512 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭД770556 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭД823375 (просрочка доставки – 4 суток); - № ЭД823388 (просрочка доставки – 4 суток); - № ЭД852887 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭД856203 (просрочка доставки – 2 суток); - № ЭД985278 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ327034 (просрочка доставки – 1 сутки); - № ЭЕ048692 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭЕ048697 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ048701 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ049549 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ049576 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ090415 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ090544 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ095198 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ095234 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ098304 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ098313 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ098703 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ100644 (просрочка доставки – 7 суток); - № ЭЕ166730 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭЕ204910 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ239729 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭЕ239764 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭЕ239799 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ240093 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ240118 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭЕ240123 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ240200 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭД823365 (просрочка доставки – 6 суток); - № ЭЕ484087 (просрочка доставки – 2 суток); - № ЭЕ500100 (просрочка доставки – 1 сутки); - № ЭЕ599405 (просрочка доставки – 3 суток); - № ЭЕ158254 (просрочка доставки – 8 суток); - № ЭЕ158260 (просрочка доставки – 8 суток); - № ЭЕ952996 (просрочка доставки – 2 суток). Грузоотправителем вагонов по указанным накладным является истец. В связи с допущенной просрочкой доставки вагонов, истец направил ответчику претензии № ИД/ПР/ФКрс-191/12 от 02.02.2012 об уплате 9 342 рублей 99 копеек пени, № ИД/ПР/ФКрс-194/12от 02.02.2012 об уплате 49 479 рублей 84 копеек пени, № ИД/ПР/КРск-205/12 от 03.02.2012 об уплате 3 546 рублей 32 копеек пени, № ИД/ПР/ФКрс-216/12 от 06.02.2012 об уплате 100 105 рублей 83 копеек пени, № ИД/ПР/ФКрс-253/12 от 08.02.2012 об уплате 6 015 рублей 06 копеек, № ИД/ПР/ФКрс-284/12 от 09.02.2012 об уплате 15 рублей 12 копеек пени. Часть претензий удовлетворена ответчиком частично, остальная часть претензий отклонена ответчиком по различным основаниям, составлены акты общей формы. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Суд первой инстанции правильно установил, что спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав). В соответствии со статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В соответствии с частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава. На основании положений статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (далее - Правила), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководств у с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. В пункте 5 указанных Правил перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами. Согласно пунктам 6.3, 6.6 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил № 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 26. Руководствуясь изложенным, а также Методическими рекомендациями по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558 (далее – Рекомендации), суд первой инстанции отклонил довод ответчика о неправомерности начисления истцом неустойки по накладным №№ ЭД770512, ЭД770556, ЭД823375, ЭД823388, ЭД852887, ЭД823365 в связи с задержкой вагонов по данным накладным в пути следования на промежуточной станции по причине неприема станции назначения по вине грузополучателя, приняв во внимание представленные в материалы дела акт общей формы № 409 от 18.01.2012 (по отправкам №№ ЭД866643, ЭД823388, ЭД823375), акт общей формы № 412 от 18.01.2012 (по отправкам №№ ЭД866646, ЭД852795, ЭД852887, ЭД852895), акт общей формы № 411 от 18.01.2012 (по отправкам №№ ЭД770554, ЭД770506, ЭД770509, ЭД770549, ЭД770512, ЭД722424, ЭД770556), акт общей формы № 483 (по отправкам №№ ЭД823379, ЭД823365). В апелляционной жалобе возражений относительно указанных выводов суда не заявлено. На основании пункта 3.1. статьи 70, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иных выводов и переоценки указанных обстоятельств. Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А33-13245/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|