Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу n а33-13111/2010 по делу о взыскании штрафа за задержку железнодорожных вагонов.суд первой инстанции арбитражный суд красноярского края

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. по делу N А33-13111/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С..
судей: Петровской О.В., Хасановой И.А..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (истца) - Ситниковой Е.В., представителя по доверенности от 21.10.2009;
от открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ответчика) - Брагуца А.В., представителя по доверенности от 14.01.2010 N 24-01/000592,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" октября 2010 года по делу N А33-13111/2010, принятое судьей Егоровым А.Л.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала Красноярская железная дорога (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ОГРН 1022401155325, далее также ответчик) о взыскании 134 000 рублей штрафа за задержку вагонов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 6 октября 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога взыскано 93 800 рублей штрафа и 5 020 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковых требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта задержки вагонов, принадлежащих перевозчику с момента их приема от перевозчика до момента возвращения на выставочные пути и сдачи их перевозчику и обоснованности начисления штрафа в связи с этим, применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, уменьшив подлежащий взысканию штраф до 93 800 рублей.
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" не согласилось с решением Арбитражного суда Красноярского края, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции о взыскании 93 800 рублей штрафа за задержку вагонов и принять новый судебный акт, уменьшив размер штрафа до 50% предъявленной суммы.
По мнению открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" судом первой инстанции не установлена несоразмерность предъявленного штрафа за задержку каждого вагона, указанного в расчете к исковому заявлению. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что часть вагонов после выгрузки подавалась перевозчиком в эти сутки с интервалом в несколько часов для погрузки грузов.
При рассмотрении дел данной категории судом размер подлежащей уплате неустойки снижался до 50% от заявленной суммы штрафа.
Одним из критериев для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть признано отсутствие доказательств каких-либо негативных последствий, наступивших у истца от ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по своевременной обработке вагонов. Перевозчик не понес убытки, связанные с задержкой вагонов, следовательно, основанием для уменьшения неустойки является недоказанность истцом значительного превышения суммы неустойки перед возможными убытками.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2010 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение дела назначено на 17 декабря 2010 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства по погрузке, выгрузке грузов в установленные законом и договором сроки, поскольку заведомо известно, что при взыскании штрафа в судебном порядке размер его будет значительно уменьшен.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что расчет начисленного и предъявленного ко взысканию штрафа за задержку вагонов не оспаривает.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются лишь выводов суда первой инстанции в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а от сторон возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (перевозчик), открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс" (владелец) и открытое акционерное общество "Русал Ачинский Глиноземный Комбинат" (комбинат) подписали договор N Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу (ст. Заводская и ст. Предзаводская).
Согласно пункту 1.2. договора открытое акционерное общество "Русал Ачинский Глиноземный Комбинат" осуществляет оплату открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" сбора за подачу, уборку вагонов и плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику.
Подача вагонов на выставочные пути производится по уведомлению, переданному за 2 часа до подачи вагонов уполномоченным лицам владельца и комбината.
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора локомотивом перевозчика подаются вагоны на выставочные пути станции Заводская и станции Предзаводская. С выставочных путей вагоны подаются комбинату на места погрузки выгрузки локомотивом владельца.
Согласно пункту 5.3 договора комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьями 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Ответственность в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, наступает при задержке вагонов более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет:
при выгрузке грузов с рудой нефелиновой 9 часов, с углем 10 часов, с углем зимой 21 час, прочих грузов 19 часов;
при погрузке грузов с глиноземом 52 - 80 вагонов 36 часов, с глиноземом до 52 вагонов 30 часов, прочих грузов на экспорт 30 часов, прочих грузов по России 30 часов.
Технологический срок оборота вагонов увеличивается на время дополнительных операций: очистку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки - не более 6 часов, очистку, мойку, сушку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки - не более 48 часов, размораживание (разогрев) грузов в вагонах - 11 часов; очистка порожнего вагона после выгрузки - не более 1 часа; взвешивание вагона на весах владельца и комбината - не более 2 часов.
Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и комбината или представителем владельца по доверенности, выданной ему комбинатом.
Истец для ответчика подавал и убирал вагоны, указанные в памятках приемосдатчика NN 5379, 5292, 5219, 5115, 5157, 5229, 5196, 5374, 5116, 5212, 5323, 5211, 5197, 5328, 5096, 5198, 5307, 5145, 5096, 5290, 5259, вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В ведомостях подачи и уборки вагонов NN 2589, 2571, 2573, 2605, 2593, 2595, 2597, 2598, 2599, 2600, составленных на основании указанных памяток приемосдатчика, начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов в сумме 134 000 рублей, с требованием о взыскании которого истец обратился с иском, рассматриваемом в настоящем деле.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее по тексту Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком в суде апелляционной инстанции, между сторонами был заключен договор перевозки. Сложившееся в связи с этим между ними правоотношение регламентируется главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Ответчиком также не оспаривается в суде апелляционной инстанции факт задержки вагонов под разгрузкой и погрузкой грузов и обоснованность произведенного истцом расчета штрафа согласно ведомостям подачи и уборки вагонов NN 2589, 2571, 2573, 2605, 2593, 2595, 2597, 2598, 2599, 2600, составленных на основании указанных памяток приемосдатчика в сумме 134 000 рублей.
Арифметику расчета ответчик в суде апелляционной инстанции не оспорил. При рассмотрении дела судом первой инстанции, ответчик, также, не оспорил произведенный истцом расчет штрафа, указал на несоразмерность начисленных сумм последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации просил уменьшить размер штрафа.
Оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду следующего.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" арбитражный суд, установив при рассмотрении конкретного спора явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства, вправе уменьшить его размер в соответствии с частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как следует из положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 42 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского
Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу n а33-10844/2010 по делу об обязании произвести демонтаж двухсторонних наземных рекламных конструкций.суд первой инстанции арбитражный суд красноярского края  »
Читайте также