Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 по делу n а19-17428/2010 по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 коап рф за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.суд первой инстанции арбитражный суд иркутской области

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. по делу N А19-17428/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 8 декабря 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2010 года по делу N А19-17428/2010 по заявлению Открытого акционерного общества "Гостиничный комплекс "Русь" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления N 03ВНТ-110/3 от 29.07.2010 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Ананьина Г.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Открытое акционерное общество "Гостиничный комплекс "Русь" (далее ОАО "Гостиничный комплекс "Русь", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области (далее Росприроднадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 03ВНТ-110/3 от 29.07.2010 г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, указав на правомерность привлечения ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" к ответственности в связи с наличием в его действиях вины и состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявив ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителей. В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, должностным лицом Росприроднадзора, на основании распоряжения N 96-р от 27.07.2010 г., проведена плановая проверка деятельности ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования.
Результаты проверки зафиксированы в Акте N ОЗВНТ-110 от 27.07.2010 г.
Актом проверки установлено, что основным видом деятельности ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" на базе отдыха "Мандархан", расположенной в местности Мандархан Иркутского района Иркутской области, является организация отдыха граждан. Согласно указанного акта проверки, с периода образования базы отдыха "Мандархан" - 2004 г. по июнь 2010 г. ОАО "Гостиничный комплекс "Русь", которому принадлежит на праве собственности база отдыха, плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов потребления не вносится.
26 июля 2010 г. должностным лицом административного органа, в отношении ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" на основании Акта проверки N ОЗВНТ-110 от 27.07.2010 г., был составлен Протокол об административном правонарушении N ОЗВНТ-110/3 о нарушении заявителем ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" и совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении, руководителем административного органа принято Постановление N ОЗВНТ-110/3 от 29.07.2010 г. о привлечении ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Росприроднадзора, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении следует, что ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" нарушена ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", выразившееся в неуплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов потребления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 г. N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В оспариваемом постановлении и в протоколе об административном правонарушении административный орган указал, что ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" осуществляет негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов потребления при эксплуатации базы отдыха.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Указанный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закон РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Вместе с тем ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления административного органа не следует, что ОАО "Гостиничный комплекс "Русь" занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о наличии в действия заявителя состава правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ являются не состоятельными.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, с учетом правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. N 14561/08, приходит к выводу о законности решения суда первой инстанции и необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2010 года по делу N А19-17428/2010, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2010 года по делу N А19-17428/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу n а78-3434/2010 по делу о взыскании долга, неустойки и расторжении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.суд первой инстанции арбитражный суд забайкальского края  »
Читайте также